Найти в Дзене

Новые штрафы и поводы лишиться прав. Все изменения для водителей — 2023

Оглавление

2023 год принесет автомобилистам новые изменения в законодательстве. Вот обзор наиболее ожидаемых планов и законопроектов.

Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности

Чтобы уйти от двусмысленности в вопросе привлечения автомобилистов к ответственности за нарушение ПДД, правительство разработало новый законопроект.

Так, теперь в КоАП прописано, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения водителем административного правонарушения. А при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей - по истечении трех месяцев. Количество дней в месяцах разное.

Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также для уточнения момента прекращения административной ответственности, законопроект предусматривает, что указанные сейчас в КоАП два месяца будут заменены на 60 календарных дней, а три месяца - на 90 календарных дней.

В настоящее время документ направлен в Государственную Думу. Он вступит в силу только после успешного рассмотрения в трех чтениях и последующего подписания президентом России Владимиром Путиным.

Уточнен срок привлечения к ответственности за нарушение ПДД

Законопроект также уточняет момент наступления ответственности за нарушение правил дорожного движения. Дело в том, что на данный момент в его определении есть неточности, которые приводят к разным судебным решениям для водителей, совершивших аналогичные нарушения.

Поводом для разбирательства стало постановление Конституционного суда по делу автомобилистки Ольги Мельниковой. В декабре 2020 года она создала помеху движению автобуса. Водитель успел затормозить, и столкновения не произошло. Однако несколько пассажиров в автобусе упали, а один сломал руку. Это послужило основанием для оформления ДТП с пострадавшим. Мельникова не заметила происшествия и поехала дальше, что было квалифицировано как оставление места ДТП. Суд назначил дату рассмотрения дела и лишил автомобилистку прав на год. Но оказалось, что через три месяца и один день она была привлечена к административной ответственности. Мельникова оспорила это решение, отметив, что постановление было вынесено после истечения срока давности.

"Согласно оспариваемому положению, днем, с которого следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, является день совершения/обнаружения административного правонарушения. При этом в силу статьи 4.8 "Исчисление сроков" КоАП РФ течение определенного ею срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП РФ не установлен иной порядок исчисления сроков", - говорится в решении Конституционного суда.

В результате Конституционный суд потребовал от законодателей немедленно устранить эту двусмысленность. Для этого в законопроекте четко указывается: "Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день".

Штраф за езду без полиса ОСАГО планируется повысить

Повысить штраф за езду без полиса обязательного страхования с 800 рублей до 5 тысяч рублей предложили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Об этом ранее заявил заместитель исполнительного директора союза Сергей Ефремов. По его словам, штраф не должен быть ниже средней стоимости полиса ОСАГО.

Сейчас езда без полиса ОСАГО может обойтись водителю в 800 рублей. Оплатить штраф со скидкой можно в течение десяти дней, тогда штраф составит 400 рублей. По словам представителя РСА, за почти 18 лет действия закона об обязательном автостраховании ОСАГО штраф не изменился.

Штраф за нарушение тишины вырастет с 500 рублей до 5 тысяч и более.

В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, нарушающих тишину своими шумными автомобилями, мотоциклами и другими транспортными средствами. Документ был разработан в Мосгордуме, но с расчетом на его принятие на федеральном уровне.

Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 рублей, и авторы законопроекта уверены, что этого недостаточно. По мнению разработчиков, недобросовестные водители зачастую используют неисправные или специально модифицированные выхлопные системы двигателей или намеренно включают музыку на высокой громкости, что приводит к нарушению тишины и покоя в общественных местах и в домах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может нанести прямой вред здоровью человека.

В связи с этим законопроект предлагает напрямую наделить субъекты РФ правом устанавливать административную ответственность за подобные нарушения. Документ предполагает возможность для регионов устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: в этом случае штраф для граждан может превышать 5 тысяч рублей.

Например, в Москве 5 тысяч рублей хотят сделать базовой ставкой, которая будет умножаться на различные коэффициенты, увеличивающиеся в зависимости от мощности двигателя.

Амнистия по штрафам ГИБДД для мобилизованных

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) внесла в Госдуму проект постановления об освобождении от уплаты штрафов ГИБДД. Согласно законопроекту, амнистия коснется не всех административных штрафов, а только самых легких. Например, не будут отменены штрафы за вождение в нетрезвом виде и отказ от медицинского освидетельствования.

Если инициатива будет принята, она затронет 318 000 человек, призванных по частичной мобилизации. Пока что документ не дошел до стадии рассмотрения.

ГИБДД будет получать данные о заболеваниях водителей

Законопроект, согласно которому результаты медосмотра водителей будут передаваться в Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ) и МВД, уже прошел Госдуму в первом чтении.

Авторам документа предстоит его доработать, после чего он будет рассматриваться дальше. Такие изменения нужны для того, чтобы ГИБДД могла оперативно обновлять данные о состоянии здоровья автомобилистов и приостанавливать действие прав, если окажется, что у водителя появились новые противопоказания к вождению.

Как пояснили в Госдуме, действующее законодательство обязывает водителей проходить медицинское освидетельствование после десяти лет действия водительского удостоверения. Однако отсутствие межведомственного обмена информацией между Минздравом и МВД приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания, продолжают управлять автомобилем до окончания срока действия водительских прав.

Документ должен упростить взаимодействие между ведомствами. А выявленные противопоказания к вождению станут основанием для признания ранее выданного водительского удостоверения недействительным.

Запускается новый порядок общения сотрудников ГИБДД с автомобилистами

Новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами, вводящий важные нюансы, которые ранее не были регламентированы, должен быть согласован с федеральными органами исполнительной власти и зарегистрирован в Минюсте. Обновленный Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения законодательства о безопасности дорожного движения был разработан в МВД после анализа спорных вопросов, возникавших при общении инспекторов с автомобилистами.

Как сообщили в МВД, приказ, в частности, регламентирует действия инспекторов ГИБДД, которые они должны выполнять во время несения службы. Инспекторы будут иметь точные инструкции о том, как действовать в различных ситуациях. К ним относятся:

  • при надзоре за дорожным движением;
  • остановка транспортного средства;
  • остановка пешехода;
  • идентификация транспортного средства;
  • проверка документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;
  • проверка соблюдения норм времени вождения и отдыха, режима труда и отдыха водителя транспортного средства;
  • выезд на место ДТП.

Документ был разработан в 2022 году, но его утверждение, скорее всего, затянется до 2023 года.

Платных парковок станет больше

Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок были разработаны в Министерстве транспорта в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти разных регионов уже планируют использовать предложенные в документе методы.

Как говорится в документе, для автомобилистов, которым необходимо оставлять свои машины на длительное время, начиная с одного дня, рекомендуется строить внеуличные парковки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест во внутренних районах и на улично-дорожной сети.

Министерство транспорта также указало: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества парковочных мест, стоит организовать там платные парковки, за исключением районов с социально значимыми объектами. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.

Ограничения скорости на автомагистралях будут выровнены

Ближе к 2023 году ожидается публикация еще одного важного для региональных властей документа Минтранса - об этом на мероприятии Road Traffic Russia сообщил Владимир Луговенко, заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России. Так, ведомство готовит рекомендации по регулированию скоростного режима на дорогах, чтобы исключить резкие колебания, например, 110/60/110 км/ч.

О необходимости полного обследования дорог и избавления от таких опасных мест, где водителям приходится резко и внезапно тормозить, в ГИБДД говорят уже несколько лет, данные рекомендации стали одним из первых шагов в этом направлении. После выхода документа планируется обсудить его со всеми соответствующими государственными органами.

Возможный возврат к штрафам за среднюю скорость

Возврат к штрафам за превышение средней скорости - еще один повод для обсуждения в 2023 году. Сейчас ГИБДД не может выписывать такие штрафы, так как в Кодексе об административных правонарушениях нет точного регламента. Однако, по данным Autonews.ru, норма об оформлении постановлений за такое нарушение на основании данных с камер должна быть прописана в новом проекте КоАП - такое поручение дал вице-премьер Марат Хуснуллин в 2021 году МВД, Минюсту и Минтрансу. Однако последняя официальная версия документа еще не опубликована Министерством юстиции и держится в секрете. В имеющемся проекте отсутствуют нормы, касающиеся средней скорости движения.

Некоторое время назад Министерство внутренних дел России поддержало использование автоматических дорожных камер для фиксации средней скорости на отдельных участках автомобильных дорог. Об этом говорилось в письме, направленном в правительство РФ первым заместителем министра внутренних дел Александром Горовым.

О необходимости вернуться к практике фиксации средней скорости на отдельных участках дорог недавно заявил бывший начальник ГИБДД МВД Татарстана Рифкат Минниханов в ходе круглого стола "Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности", прошедшего в Казани в рамках форума "Дорога 2022".

Однако ГИБДД не поддержала это предложение. Так, начальник ГИБДД России Михаил Черников заявил, что комплексы фотовидеорегистрации необходимо устанавливать на опасных участках дорог.