Найти в Дзене

А вы любите подглядывать?

У большинства из нас слова «живопись» и «изобразительное искусство» ассоциируются в первую очередь с плоскостью. Картина, лист, стена, в конце-концов или потолок. Ну иногда росписями могут быть затронуты какие-то архитектурные элементы (арки и т. п). А что вы скажете о живописи в коробках? Нет, не «на коробках», как это давно и с успехом делают, достаточно вспомнить наших мастеров Палеха, Холуя, Мстёры, а именно «в коробках». Есть и такая, оказывается.

В XVII веке в Голландии было очень много интересных художников. Более того, рынок (несмотря на то, что на него вышли массы новых покупателей, к прежним – монархия, аристократия, церковь, добавились сотни и тысячи буржуа) был перенасыщен, проще говоря, художников было ну очень много. Для того, чтобы пробиться, чтобы тебя заметили, надо было предпринимать что-нибудь «этакое».

Самуэль ван Хогстратен (1627-1678) какое-то время учился у Рембрандта. Считается, что самый талантливый ученик великого маэстро - Карел Фабрициус и заразил Хогстратена интересом ко всяческим «штучкам». Фабрициус вскоре погиб при взрыве на пороховом складе в Дельфте (1654), а Хогстратен стал-таки лучшим в Голландии (а возможно и в мире) в одной категории живописи. Правда ну ооочень специфической.

Самуэль ван Хогстратен. Голландский интерьер. 1663:

1
1

Только перед вами не картина, а переведённая на плоскость (для целей репродуцирования) коробочка. Так называемая перспективная камера (не путать с камера-обскура). Мини-шкатулка, расписанная изнутри. Для того, чтобы увидеть изображение в такой, нужно было посмотреть в отверстие.

Вот ещё одна похожая работа Самуэля ван Хогстратена:

2
2

Естественно, на плоскости вы не увидите тот эффект, который пытался передать художник. Мы как-будто смотрим в замочную скважину и видим то, что происходит в чужом доме. Извечная тяга человечества к подглядыванию.

А вы любите подглядывать?