Найти в Дзене
Об аутизме изнутри

Аутизм и сложности в школе, не связанные напрямую с моим сыном

Доброй ночи, уважаемые читатели!

Захар-то, оказывается, уже без недели три четверти отучился. Это что-то глобальное просто для моего мироощущения. Но есть много всяких но, и сейчас я постараюсь аккуратно описать ситуацию в классе, сложившуюся в принципе не из-за моего сына, но он оказался под прямым ударом.

Начну издалека-долго. Я очень боялась школы. Мало того, я по сей день ее, родимую, боюсь. Захаркину школу, я имею в виду. Представляю себе периодически, как я отнесусь к Машиному первому классу и что буду чувствовать в то время, как моя Маруся начнет ходить в школу - обязательно буду переживать за дочь, наверное, как любой родитель, но, пожалуй, не буду так трястись над ее нахождением в школе. В том плане, что ребенок с нормальным развитием, многое знает, умеет, да, стесняется, да, иногда может и всплакнуть - я в ее годы тоже по пустякам поревывала, но дочь как все пойдет в общеобразовательный класс и, надеюсь, без эксцессов переживет процесс адаптации, обзаведется друзьями и будет грызть гранит науки.

С сыном сложнее. Коррекционная школа, в которую Захар ходит, основной программой своей имеет программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6.2 (ОДА). В этой школе учатся дети и с другими нарушениями развития, в том числе, дети с РАС. Но по факту все нестабильно, и мы с Захаркой своего рода "на честном слове и на одном крыле" учимся, сейчас я это очень остро ощущаю.

Из 8 учеников у двоих мальчишек программа для детей с ЗПР - 7.2. - у Захара и у Тихона. Остальные дети все с программой 6.2.

Много было у меня страхов, связанных с началом учебы в школе, если Вы со мной достаточно давно, Вы, наверное, помните, я писала про них. И возможной агрессии со стороны сына я боялась, и отказа заниматься в классе, и того, что Захар будет мешать в классе всем и вся, и нас в конце концов попросят на домашнее обучение. Но я представить не могла, что какие-либо перемены в Захаркиной учебе будут зависеть от Тихона и его мамы.

Сразу оговорюсь, что в общем и целом ни против мальчика, ни против его мамы я ничего не имела до тех пор, пока не осознала, что своими действиями моя коллега (так буду называть маму Тихона, мне так проще) очень даже просто может закопать все, чего Захар добился на день сегодняшний и устроить уже нам с сыном крайне не желательные перемены.

Коротко: Тихон сложнее и дольше адаптировался к школьной жизни, чем Захар - в то время, когда меня тьютор и завуч с директором отпустили на вольные хлеба, дабы Захар уже привыкал выполнять инструкции педагогов в школе и становиться более самостоятельным, нежели в моем присутствии в школьном коридоре, мама Тихона еще оставалась в фойе школы. Тихон выкрикивал нецензурные выражения, отправлял педагогов туда, куда взрослые стесняются озвучивать, подбивал детей повторять за ним эти самые слова. Захарка мой ввиду неслабой такой ведомости повторял, я на тот момент еще рядом с ним на переменах была. Поговорили, обсудили, попросила Захарку отвечать отказом на предложения Тихона "Захар, повтори: иди на...!" Сын - к моей несказанной радости и даже гордости - неплохо научился отвечать: "Я не буду повторять. Тихон, отстань!"

Это не вина Тихона и не по злобе он, понятное дело. Надо не реагировать, тоже ясно. Но все дети в классе со своими особенностями, всем в разной степени сложно. Моему сыну, к примеру, сложно не реагировать. Его очень расстраивает и вербальное такое давление, и последовавшая за этим физическая агрессия от Тихона в виде щипаний и ударов, как сказал Захар: "Бокс-бокс мне сделал по коленке". И основная проблема в истории с этой агрессией в том, что расстроенный и раздерганный Тихоном Захар - это нервный на весь день Захар, а соответственно и на все уроки. То есть по факту, получая агрессию от Тихона, Захарка начинает хуже себя вести на уроках, отвлекаться, сильнее беспокоиться и хуже заниматься, как следствие. Плохо? - да не то слово.

Агрессия от Тихона была как на переменах, так и на уроках. Отчасти она так и осталась на уроках. Тихон все делает быстро, особо не ответишь. Отгородили его от сидящего рядом Захара перегородкой. Щипает на уроке из-за перегородки - это свидетельства мам, которые присутствуют периодически на уроках.

С осени на педагогов моя коллега начала писать жалобы - директору, в комитет образования. Наш учитель чуть не плача мне рассказывала, что за 20 лет впервые в отношении себя жалобу получила. Жалобы на то, что педагоги не справляются, что все в школе плохо, что ее ребенку не могут оказать помощь, хотя это обязанность школы.

Моя коллега прошла много различных обучений и курсов, в том числе, в области защиты прав своего ребенка. И это здорово, я только за правовую грамотность населения, но для меня как для несостоявшегося юриста, на первом месте до сих пор стоит постулат: права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. Нельзя, защищая своего ребенка, ущемлять интересы других детей.

Я не пою дифирамбы своему сыну и не могу с уверенностью сказать, что так, как Тихон, мой Захар точно не будет себя вести. Мы с мамой Тихона по сути в одной лодке, но моя задача - сохранить и сберечь, а задача моей коллеги, похоже, сводится к отстаиванию прав ребенка, независимо от состояния ребенка и его комфорта. В октябре, когда Захаркино поведение ухудшилось, и консилиум педагогов рекомендовал моему сыну дополнительный выходной для снижения нагрузки, я тоже не обрадовалась - чему уж тут радоваться? Но согласилась - не помогло бы, искали бы со школой сообща другие альтернативы для создания оптимальных условий для обучения Захара.

Моя коллега чтит систему, которая утверждает, что ребенок с аутизмом может учиться в школе. Это так, это должно быть так, но как мама ведь надо, наверное, от ребенка исходить и отталкиваться. Тьютор в классе закреплен за нашими двумя мальчиками в соотношении 1:2, но 90% времени тьютор не отходит от Тихона. Наша семья проходила уже такой расклад в садике, когда тьютор так же большую часть времени оказывала поддержку другой девочке, мотивируя тем, что Захар сам справляется.

Я пока наблюдаю и анализирую, но на конфликт с учителями идти совершенно не хочу. Мама Тихона настроена именно на конфликтное решение вопроса - от любых предложений школы, начиная от дополнительного выходного на неделе для Тихона, заканчивая смешанным обучением (когда ребенок так же, как сейчас все уроки учится в школе, но основную массу занятий проводит с индивидуальным педагогом, а какой-то процент времени посещает занятия в классе), моя коллега категорически отказывается, не желая совсем ничего менять. Для мамы по факту и так ничего не изменится - отвела утром, забрала днем, поскольку временем, свободным от ребенка, моя коллега дорожит. Я не укоряю, я понимаю - ей тяжело, она устала, но до нее не достучаться. Она никого не слышит - дошло в итоге до того, что все родители наших одноклассников направили на имя директора жалобы с просьбой ограничить время нахождения Тихона в классе. В своих заявлениях родители указали, что против учебы моего Захара в классе они ничего не имеют. Кроме того, родители отметили, что в случае неразрешения ситуации с агрессией и криками Тихона на уроках они потребуют организации класса исключительно по программе 6.2. А вот этот пункт грозит нам с Захаркой ненужными переменами.

Мирные, милые зайки. Как хочется тишины и покоя)
Мирные, милые зайки. Как хочется тишины и покоя)

Поскольку моя коллега не принимает ни один вариант урегулирования проблемы, предлагаемый руководством школы, мне директор и завуч озвучили возможные перспективы для Захара. Если дело дойдет до организации класса по программе 6.2., моего сына либо переводят на индивидуальное обучение, либо сразу во второй класс, без пролонгации первого. А там умножают уже и столбиком считают.

Я тоже с Захаркой как на пороховой бочке - сегодня он доволен и обнимается, завтра он зол на весь мир. Сегодня Захар блещет знаниями, завтра он напрочь изученное забыл. Все нестабильно, Захару самому с собой сложно совладать, а тут проблемы, навязываемые извне. Основной состав класса в принципе ничего не теряет, а Захар и Тихон останутся за бортом. Чего добивается моя коллега, я не понимаю. Но она засаживает и своего ребенка, и в конечном итоге моего.

Я вслед за другими родителями, поздновато правда, тоже написала на имя директора обращение, в котором указала, что мой ребенок подвергается физической агрессии со стороны Тихона. А то выходило, что весь класс страдает, а моего ребенка никто не трогает. Теперь мама Тихона копает под Захарку. Она все записывает на диктофон, пытается снимать видео.

Я не испытываю к ней злобы, но мне больно за свои старания, ведь коллега способна очень сильно навредить моему ребенку. Мне нравится наш педагогический состав, да, нет той самой АВА-подготовки специалистов, но это коррекция - я к такому была готова. АВА - это ресурсный класс, в нашем городе их уже два организовано силами АНО "АутизмПобедим". В ресурсных классах действительно и тьютор 1:1, и работа с дефицитами ребенка ведется по всем правилам. Но коррекционная школа - это немного не то. Там годами проводилась именно коррекционная работа, по-своему, не по-нашему, с аутизмом связанному. И требовать сейчас работы по-новому от старой устоявшейся системы - нерационально. Раскачать можно, но я не поддержу. И жалобы на учителей не пойду в унисон с моей коллегой писать, учителя - в первую очередь люди, а потом уже обреченные на работу со сложными детьми специалисты.

Может, я не права. Я не знаю, как повела бы себя или не дай Бог поведу себя в подобной ситуации относительно Захара. Но пока мне очень сильно хочется мира и спокойствия хотя бы в классе. Но не от меня это зависит, к сожалению.

Сейчас я вижу, что Тихон ухудшает поведение и самочувствие моего ребенка, а это уже плохо. В этом смысле нам с Захаром очень много есть что терять. Это больно. Это обидно.

Пока ситуация не решена, не найден компромисс, на который бы моя коллега согласилась. Поживем-увидим. Но мне эта история очень сильно не нравится. Мне есть, по какому поводу нервничать, и над чем работать с сыном, нам лишних сложностей вот совсем не надо.

Легкости Вам, читающие и советующие люди!