«Тык, тык, тык», — звучит напористо мотор.
— Дед, а зачем мы этот плот то зачалили. Мы же с тобой на рыбалку выехали, — выперев грудку, как будто он самый здесь важный, прокричал внук.
— Так попался же, внучек. Неужели такая махина навстречу баржам поплывет. Летом просохнет. Напилим, расколем. Вот на зиму и хватит.
— Дед, так у тебя за избой дубов растет целая куча. Чем не дрова.
— Цыц, малой. Ежели все будут нашу дубраву пилить, кто же нашу Оку питать то будет.
Много лет прошло, пока я задумался над словами деда. Ока. Разлив на 15 км. Гладь водная. От Мокши до Мурома. Плыви, не сворачивая.
А мне 6 лет. В лодке лещи, шириной с мою грудь. И дедушка за лодочным мотором. "Тык, тык, тык..."
Дед. Это же дед. Как же ему скажешь слово наперекор. Тому, кто в 42-м переправлял под Сталинградом, под шквальным огнем немецкой артиллерии и авиации, солдат туда, на правый берег, и оттуда, на левый, раненных.
— Дед, расскажи.
— Да как же тебе внучек об аде то рассказать. Его можно только видеть.
И вот с этой ностальгической ноты хочется поговорить о подвесных лодочных моторах Советского Союза.
«Стрела»
Уже и не помню. Но кажется, что защитная крышка была чуть темнее.
Выпускался с 1953 по 1965 годы. Имел простую конструкцию и долговечность. Мог прослужить, при должном обслуживании, более 30 лет.
"Стрела", кстати, была первым массовым лодочным мотором, предназначенным для продажи населению СССР.
Вот именно этим мотором управлял мой дедушка. Хотя у него в заначке в то время, когда мы тащили за собой тяжеленный плот, уже был новый мощный мотор «Вихрь» (друг-фронтовик подарил). Зачем «Стрелу» то выгнали из загона?
А все просто. Жрал меньше. Хотя… тогда на это дело никто и не обращал внимание. Вон сосед на "Захаре" приехал. Да наливай сколько тебе надо.
Все дело в том, что этот лодочный мотор был с самой мощной тягой. Тихо едет, но дальше будет. Модный быстроходный «Вихрь» мог бы и не потянуть тяжелый бревенчатый плот.
«Ветерок»
«Ветерок-8», затем «Ветерок-12», просто нахлынули на советский рынок в 70-х годах. Были там и промежуточные. Но эти были основные и запоминающие. Да и не обращали тогда на эти модификации никакого внимания. Кто быстрее "с ручки" заведется, тот и лучший. А "Ветерок", иногда, долго можно было трепать, чтоб он, сволочь, завелся.
«Стрела» пылилась в гараже. А эти моторы заслужили свое уважение у речников. Такие же тяговые, неприхотливые. Кстати, они до сих пор встречаются на водной глади.
«Москва»
Этот лодочный мотор поместился в летнем доме моего деда раньше, чем «Ветерок». Большой, толстый, с синей полукруглой крышкой. Даже и не помню, когда мы его пробовали на воде. Больше в бочке с водой.
Дед его привез его из Москвы. Они еще тогда были в дефиците, но ему помог, опять же, друг-фронтовик. Выбил со склада.
Помню, дед заведет его в 200-литровой бочке, подергает ручкой. «Уж больно шустрый». Вынет из бочки и опять на стоянку.
«Вихрь»
Вот такой же стоял в стеллаже летнего домика моего деда. Правда, не такой обшарпанный.
Я, чуть опасаясь, заходил в прохладную пристройку летнего дома дедушки, и любовался выставкой моторов.
"Стрела", "Ветерки", "Москва", Вихрь". Все были исправны. Бери и в лодку. Канистру с бензином только не забудь)
От «Москвы» он отличался округлостью. Защитная моторная крышка стального цвета. Как у инопланетянина. Немного потолстей, чем "Москва", Но такой же мощный. И, надо сказать, более престижнее.
Сейчас даже и не могу понять — почему? Но он мне нравился.
Дед тоже любил его. Устанавливал на алюминиевую легкую лодку, а мне уже было уже лет 7, и мы с ним выруливали в старое русло реки. Рано утром. Тогда мало кого было на водной глади старого русла Оки. И гнали на полной скорости.
Потом дед глушил мотор, и мы тихо подруливали к речным цветам — кувшинкам, желтым, белым. Желтые мы называли кувшинками, а белые - лилиями. Хотя у них другое название. Но это не важно.
И долго, очень долго, сидели в тишине. Любовались на эту красоту.
Это вот все лодочные моторы, которые были в моей семье. Конечно же у вас были и другие.