Думаю, есть причина, чтобы относиться к этой новости из Китая с тревогой.
Как пишет WSJ, в Китае КПК отходит от публичной борьбы с некоторыми из крупнейших компаний. Вместо этого партия постепенно приближается к более тихой форме контроля. В центре этих усилий находится стремление властей разного уровня приобретать доли в частных компаниях, которые долгое время стимулировали китайские инновации и создавали рабочие места. Государственные доли обычно очень малы, как, например, 1% акций, которые пекинский фонд по надзору за киберпространством недавно приобрел в цифровом медиа-подразделении Alibaba Group Holding Ltd. Однако они дают правительству места в советах директоров, право голоса и влияния на деловые решения. Такие небольшие пакеты называют «золотыми акциями».
Изначально правительство задумывало идею золотых акций с другими намерениями. Си Цзиньпин включил идею о небольших государственных пакетах акций в частных компаниях в программу реформ, опубликованную в 2013 году с целью снижения роли государства в экономике. В то время идея «золотых акций» («специальных управленческих акций» на официальном жаргоне) заключалась в том, чтобы государство передало контрольный пакет акций СМИ и других фирм частным инвесторам без полной потери контроля. (Добавлю от себя: точно так же использовались золотые акции ранее и в России). Но теперь все происходит ровно наоборот. Золотые акции используются для влияния государства на частные компании. Граница между партией-государством и частным сектором становится все более запутанной. Это меняет тенденцию конца 1970-х годов, когда китайский лидер Дэн Сяопин добился того, чтобы партия-государство отказалась от контроля над бизнесом и позволила предпринимателям процветать.
«Размытие границ заставляет политиков в США и других странах занимать в целом ограничительную позицию в отношении китайских компаний», – сказал Скотт Кеннеди, эксперт по Китаю в Центре стратегических и международных исследований вашингтонского аналитического центра, специализирующегося на международных связи. «Бремя доказывания того, что они не являются агентами государства, лежит на частных компаниях».
Золотые акции уже появились в зарегистрированных в США Sina Weibo, 36kr и Qutoutiao, а также в Kuaishou Technology, зарегистрированном в Гонконге операторе приложения для коротких видео. Доли в дочерних компаниях Alibaba и ByteDance Ltd., материнской компании TikTok, позволяют правительству контролировать рост технологических гигантов. Управление киберпространства Китая ведет переговоры с Tencent об инвестировании в ее дочернюю компанию.
Китай также изменил концепцию «реформы смешанной собственности». Первоначальная идея конца 1990-х годов заключалась в том, чтобы побудить частный капитал инвестировать в государственные предприятия. Сейчас эта фраза используется, когда большая государственная компания поглощает частную поменьше. По словам Томаса Гэтли, рыночного стратега по Китаю в исследовательской фирме Gavekal Dragonomics, компании со смешанной собственностью, в которых государству принадлежит от 20% до 80%, в настоящее время составляют около 26% от общей капитализации компаний, зарегистрированных на материке.
Ловлю себя на мысли, что и российский бизнес движется в том же направлении. Недавняя просьба властей к крупнейшим компаниям скинутся на дополнительные расходы бюджета содержательно очень близка к опыту китайских властей. Почему бы завтра не сказать, что каждая компания, независимо от формы собственности должна думать не только о своем бизнесе, но и общественном благе. И придумывать ничего не надо, в Китае это уже работает. А перерождение старой идеи «золотой акции» вполне может обрести новый смысл как в Китае. Лично я думаю, что от данных мер больше вреда, чем выгод. Но боюсь, что ветры государственной экспансии дуют в одну и ту же сторону.
Telegram канал автора: https://t.me/s/AbramovAle