А Коля Скоморохов родился в селе Лапоть Саратовской области. От того и прозвище в аэроклубе и в военной авиашколе пилотов у него было изначально Лапоть Саратовский. А затем как приклеилось — "Скоморох", потому что Коля всегда улыбался, да и фамилия подходящая. Построение — Коля улыбается, нагоняй от начальства — Коля улыбается, два наряда вне очереди за дурацкую улыбку — Коля улыбается.
Да и попадал он частенько впросак. То его поставят старшим на занятиях, курсанты филонят, притворяются больными — он им верит, начальство проверяет — здоровы: виноват, разумеется, старший — 5 суток гауптвахты. Опоздал на обед, замешкался в стартовом наряде, пререкался с комэска, пытаясь объяснить — 5 суток гауптвахты. Но балагуром и ротозеем он не был, учился ответственности.
А с учебными полетами в 1942 году — беда. Летчиков в избытке, а самолетов не хватает и горючего тоже. Половину курсантов отправили из училища в наземные войска, оставшиеся всю зиму сидели без полетов по причине нехватки горючего, изучали мат.часть самолетов. Второй год войны, где-то на фронтах героически бьются сталинские соколы, а тут ходи строем в столовую и на занятия, в надежде, что когда-нибудь попадешь в боевую часть. Курсанты писали рапорты, требовали отправки на фронт.
В марте 1942 года курсанту Николаю Скоморохову удалось напроситься из Батайского летного военного училища в запасной полк, а затем попал он на пополнение рядов в 164-й фронтовой ИАП, где присвоили младшего сержанта. Звание невысокое, как у авиационных техников и парашютоукладчиц. Зато доверили перегонять новенький ЛаГГ-3, закрепили за молодым пилотом. В ноябре 1942 года авиаполк прибыл на фронт, в Адлер.
А позывной остался всё тот же, "Скоморох". И вскоре выяснилось, что "Скоморох" не только неплохо умеет летать, но и стреляет мастерски. Сколько времени требуется, чтобы стать воздушным асом? Беречь бы новичков, дать им набраться опыта, учебной практики, но война диктует свои законы, особенно в 1942 году.
И молодые сержанты и лейтенанты уходили в небо, а обратно возвращались не все. На ошибках и неопытности их ловили немецкие асы, а если удалось уйти от погони — молодые пилоты учились на своих ошибках, советовались со старшими, учились у них.
Получалось не сразу. Его очереди не достигали более маневренных "мессершмитов", а самому чудом удавалось уйти из под вражеского огня. Но вскоре осознал свои ошибки, научился стрелять с упреждением, с поправками.
Первый гитлеровский FW-189 "раму" старший сержант Скоморохов сбил в январе 1943 года. А вскоре Николай Скоморохов стал одним из лучших результативных пилотов 5-й воздушной армии.
Еще одно ценное умение Николая, он с помощью тактических маневров научился мастерски уходить от вражеского огня. Итог: за всю войну ни разу не был сбит, ни разу не был ранен. Кто-то скажет — повезло, но повезло, потому что подмечал, учился и думал, использовал замеченное на практике. И да, повезло.
За время Великой Отечественной войны Николай Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл в небе более 130 воздушных боёв, сбил 46 самолётов лично и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей).
Кроме того, Скомороховым были уничтожены 3 вражеских бомбардировщика на земле. Под конец войны немцы уже визуально знали его самолет и предупреждали по радио, что в воздухе советский ас Скоморохов.
Дважды Герой Советского Союза, Маршал авиации, доктор военных наук, профессор Николай Михайлович Скоморохов уйдет из жизни 14 октября 1994 года. Нелепая автокатастрофа в Монино, прямо напротив въезда в Военно-Воздушную академию имени Ю.Гагарина, которой он посвятил многие годы после войны.