Найти тему

Жизнь и приключения венгерского гения

«Осужденный на смерть» Фрагмент
«Осужденный на смерть» Фрагмент

Михай Мункачи – пожалуй, самый известный художник в Венгрии. При этом его биография насыщена яркими событиями, а картины точно передают неспокойных дух этого времени.

Настоящая фамилия художника – Либ, а Мункачи - псевдоним в честь малой родины. Родился он в в семье бедного сельского чиновника баварского происхождения в городе Мункач, сейчас известном как Мукачово, в наши дни это территория Украины, тогда Австро-Венгрии. Будущий художник рано осиротел, а взявший его на попечение дядя не слишком церемонился с племянником. Он при первой возможности отправил сироту учеником к столяру. Но Михай вскоре заболел, и его пришлось вернуть домой. Первым наставником Михая Либа, позже известного как Мункачи, стал бродячий художник Элек Шамози. Затем юноша отправился в Будапешт, где брал уроки у известного художника Антала Лигети. Около года он также проучился в Вене в Академии художеств. Позже он также учился в Мюнхенской и Дюссельдорфской академиях художеств.

«Пьяница-муж». (1872 год)
«Пьяница-муж». (1872 год)

Первое время Мункачи писал картины из хорошо знакомой ему жизни венгерской бедноты, очень похожие на работы русских передвижников. Первой по-настоящему известной работой стала «Камера смертника».

-3

По местным законам в последний день любой желающий мог прийти в камеру смертника, чтобы попрощаться с ним или просто посмотреть из праздного любопытства. Вот и героя картины также посетили разные визитеры. Рядом с ним маленькая дочь, в уголке плачет жена. Художник изобразил бетьяра – этакого Робин Гуда. В Венгрии 19 века так называли разбойников с большой дороги. Так как грабили они обычно толстосумов, и бедноту не трогали, а иногда и делились с земляками добычей, то в народе их если не любили, то, как минимум, относились с уважением. Похождения некоторых из них обросли легендами. Также свою нишу заняла и их специфическая культура, с соответствующей лексикой, песнями и различными традициями, этакая «блатная романтика» с венгерским акцентом. Кстати культура бетьяров повлияла на появление «батярства» - субкультуры, ранее популярной на Западной Украине, особенно во Львове. Но батяры были, скорее, просто хулиганы и сорвиголовы, и это уже совсем другая история.

Картина была написана в 1869 году, показана на Парижском салоне 1870 года и получила золотую медаль. На художника во Франции обрушилась неожиданная популярность. У него нашлись и влиятельные покровители - барон Анри де Марш и его супруга Сесиль, которые помогли ему перебраться в Париж в 1871 году. А через год барон скоропостижно скончался, а по окончании траура баронесса вышла за молодого художника замуж.

«День рождения отца»
«День рождения отца»

Искусствоведы оценивают влияние этой женщины по-разному. Женившись, Мункачи от картин о жизни бедняков перешел к картинам о жизни богачей. Он стал дорогим портретистом и салонным живописцем. Многими это было воспринято как почти что предательство, или как минимум неожиданность. Примерно как если бы известный передвижник, писавший осторосоциальные полотна о жизни бедноты, вдруг стал писать голопопых нимф или галантные сцены для светских гостиных.

«Парижский интерьер». (1877 год)
«Парижский интерьер». (1877 год)

Одни считают, что на это Мункачи толкнуло желание обеспечить роскошный образ жизни, к которому привыкла супруга. Другие исходят из того, что жена и так была состоятельной женщиной, при этом имела связи в высшем обществе, поставляя мужу щедрых клиентов, которым именно салонная живопись и была интересна.

Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”»
Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”»

В 1878 году Мункачи написал картину «Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”». Мильтон – известный английский поэт и мыслитель. В пожилом возрасте он ослеп и поэтому вынужден был диктовать свои произведения. У него было три дочери. Успех картины был невероятный. Художник был награжден орденом Железной короны и получил дворянскую грамоту от имени императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. На Всемирной выставке в Париже художник вновь получил золотую медаль. Но на этот раз успех полотна сыграл с Мункачи злую шутку. Работу приобрел известный парижский перекупщик картин Зедельмейер. Зедельмейер уговорил художника подписать контракт, который оказался кабальным. В итоге бизнесмен от искусства завладел правами на его работы и продавал их в первую очередь с выгодой для себя, а не автора. Отделаться от Зедельмейера художник смог только через 10 лет. Все это приводило художнику в уныние и депрессию. Судя по фамилии обидчика, он мог быть евреем, и это могло косвенно вдохновить художника на написание весьма скандального полотна.

«Кровавый ритуал» (1887)
«Кровавый ритуал» (1887)

О этой криминально-политической истории отдельный пост тут

Со временем здоровье художника ухудшилось. У него начались проблемы со зрением. К тому же он страдал сифилисом, который привел к психическому расстройству. Художник умер в психиатрической лечебнице в 1900 году.

Другие работы автора

«Женщина, несущая хворост» (1873 год)
«Женщина, несущая хворост» (1873 год)
«Зевающий ученик» Этюд
«Зевающий ученик» Этюд
«Оранжерея»
«Оранжерея»
«Христос перед Пилатом»
«Христос перед Пилатом»

#картина #живопись #искусство #художник #история