Михай Мункачи – пожалуй, самый известный художник в Венгрии. При этом его биография насыщена яркими событиями, а картины точно передают неспокойных дух этого времени.
Настоящая фамилия художника – Либ, а Мункачи - псевдоним в честь малой родины. Родился он в в семье бедного сельского чиновника баварского происхождения в городе Мункач, сейчас известном как Мукачово, в наши дни это территория Украины, тогда Австро-Венгрии. Будущий художник рано осиротел, а взявший его на попечение дядя не слишком церемонился с племянником. Он при первой возможности отправил сироту учеником к столяру. Но Михай вскоре заболел, и его пришлось вернуть домой. Первым наставником Михая Либа, позже известного как Мункачи, стал бродячий художник Элек Шамози. Затем юноша отправился в Будапешт, где брал уроки у известного художника Антала Лигети. Около года он также проучился в Вене в Академии художеств. Позже он также учился в Мюнхенской и Дюссельдорфской академиях художеств.
Первое время Мункачи писал картины из хорошо знакомой ему жизни венгерской бедноты, очень похожие на работы русских передвижников. Первой по-настоящему известной работой стала «Камера смертника».
По местным законам в последний день любой желающий мог прийти в камеру смертника, чтобы попрощаться с ним или просто посмотреть из праздного любопытства. Вот и героя картины также посетили разные визитеры. Рядом с ним маленькая дочь, в уголке плачет жена. Художник изобразил бетьяра – этакого Робин Гуда. В Венгрии 19 века так называли разбойников с большой дороги. Так как грабили они обычно толстосумов, и бедноту не трогали, а иногда и делились с земляками добычей, то в народе их если не любили, то, как минимум, относились с уважением. Похождения некоторых из них обросли легендами. Также свою нишу заняла и их специфическая культура, с соответствующей лексикой, песнями и различными традициями, этакая «блатная романтика» с венгерским акцентом. Кстати культура бетьяров повлияла на появление «батярства» - субкультуры, ранее популярной на Западной Украине, особенно во Львове. Но батяры были, скорее, просто хулиганы и сорвиголовы, и это уже совсем другая история.
Картина была написана в 1869 году, показана на Парижском салоне 1870 года и получила золотую медаль. На художника во Франции обрушилась неожиданная популярность. У него нашлись и влиятельные покровители - барон Анри де Марш и его супруга Сесиль, которые помогли ему перебраться в Париж в 1871 году. А через год барон скоропостижно скончался, а по окончании траура баронесса вышла за молодого художника замуж.
Искусствоведы оценивают влияние этой женщины по-разному. Женившись, Мункачи от картин о жизни бедняков перешел к картинам о жизни богачей. Он стал дорогим портретистом и салонным живописцем. Многими это было воспринято как почти что предательство, или как минимум неожиданность. Примерно как если бы известный передвижник, писавший осторосоциальные полотна о жизни бедноты, вдруг стал писать голопопых нимф или галантные сцены для светских гостиных.
Одни считают, что на это Мункачи толкнуло желание обеспечить роскошный образ жизни, к которому привыкла супруга. Другие исходят из того, что жена и так была состоятельной женщиной, при этом имела связи в высшем обществе, поставляя мужу щедрых клиентов, которым именно салонная живопись и была интересна.
В 1878 году Мункачи написал картину «Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”». Мильтон – известный английский поэт и мыслитель. В пожилом возрасте он ослеп и поэтому вынужден был диктовать свои произведения. У него было три дочери. Успех картины был невероятный. Художник был награжден орденом Железной короны и получил дворянскую грамоту от имени императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. На Всемирной выставке в Париже художник вновь получил золотую медаль. Но на этот раз успех полотна сыграл с Мункачи злую шутку. Работу приобрел известный парижский перекупщик картин Зедельмейер. Зедельмейер уговорил художника подписать контракт, который оказался кабальным. В итоге бизнесмен от искусства завладел правами на его работы и продавал их в первую очередь с выгодой для себя, а не автора. Отделаться от Зедельмейера художник смог только через 10 лет. Все это приводило художнику в уныние и депрессию. Судя по фамилии обидчика, он мог быть евреем, и это могло косвенно вдохновить художника на написание весьма скандального полотна.
О этой криминально-политической истории отдельный пост тут
Со временем здоровье художника ухудшилось. У него начались проблемы со зрением. К тому же он страдал сифилисом, который привел к психическому расстройству. Художник умер в психиатрической лечебнице в 1900 году.
Другие работы автора
#картина #живопись #искусство #художник #история