Найти тему

Три причины, почему тексты психологов не привлекают потенциальных клиентов

Вы - психолог и хотите масштабировать свою практику? Я - писатель с 30-летним стажем, популяризатор психологии. Много лет я писала о принципах психологического здоровья и обнаружила, что тексты психологов - отдельный вид словотворчества. От творчества писателей и журналистов творчество психологов отличается тем, что оно является инструментом посредничества между помогающим специалистом и клиентом. Писателю не нужно, чтобы читатель пришёл к нему лично, а психологу - нужно. 

Несколько лет я как дипломированный филолог изучаю принципы эффективных текстов о психологии, привлекающих клиентов, и хочу поделиться некоторыми наблюдениями. Начну с разбора проблемы медленного масштабирования и неохотного приближения потенциальных клиентов. Почему психолог пишет отличные статьи, а клиенты к нему не приходят? Давайте разбираться!

Причина первая и самая главная - личность психолога не транслируется через текст

Наверняка авторы, пишущие статьи на этом сайте, знают, что психолог работает личностью. Именно от личности помогающего специалиста зависит, приходят или не приходят к нему клиенты.

Для личности психолога важно и образование, и постоянное повышение квалификации, и обязательный контакт со своим психотерапевтом, и регулярные супервизии. Это психологическая часть работы. Но если психолог пишет тексты с целью привлечения новых клиентов, есть ещё одна неочевидная для многих психологов составляющая - умение писать такие тексты, в которых будет видно не только образование и пролеченные травмы психолога, но и вся его личность в целостности.

Если психолог показывает только свою компетентную часть, потенциальному клиенту бывает мало этой информации, чтобы сделать выбор.

Причина вторая - не транслируется целостность личности психолога

Причина вторая вытекает из первой. Бывает так, что у психолога достаточно профессиональных ресурсов, чтобы эффективно помогать клиентам, но у него недостаточно психологических ресурсов, чтобы эффективно демонстрировать целостность своей личности. Проще говоря, у профессионала много знаний, но его воспринимают как полезную функцию, а не как человека с множеством уникальных личных особенностей.

Психологи, работающие в сфере глубинной психологии, имеющие дело с бессознательной частью личности, знают это лучше меня: бессознательные сопротивления клиента имеют огромное влияние на процесс удовлетворения потребностей. То же самое происходит с самими помогающими специалистами, когда они ещё не сидят на стуле, а только выходят в профессиональное поле с целью самопрезентации. Иногда самый научный и интересный текст психолога между строк транслирует такие послания, которые не мотивируют потенциальных клиентов на выбор этого специалиста. 

Например, я разместила текст этой статьи на сайте профессиональных психологов, и один из психологов с подтверждённым дипломом начал возмущаться, что я пытаюсь навязать ему платный курс и взять с него деньги. Если психолог проецирует на незнакомых людей свои психологические проблемы, связанные с финансовой неудовлетворённостью, в его тексте незримо будет присутствовать послание "хочу денег", а не "хочу помогать другим людям" - и тогда потенциальные клиенты будут разворачиваться и уходить. Если часть личности психолога, жаждущая денег, демонстрируется слишком агрессивно, это приводит к потере клиентов. К сожалению, иногда сами психологи этого не замечают, не отслеживают и не заботятся о балансе проявления разных сторон своей личности.

Причина третья - нехватка словесных ресурсов для проявления своей личности

Причина третья вытекает из второй. Бывает так, что у психолога достаточно профессиональных ресурсов, но у него недостаточно словесных ресурсов для привлечения потенциального клиента через текст.

Проще говоря, психолог имеет высокую компетенцию, но его статьи либо слишком научны, либо перекармливают читателя информацией, и читатель уходит переваривать полученное вместо того, чтобы бежать к психологу на продолжение в личном формате.

Часто бывает, что психолог на своём ресурсе копирует тексты коллег, повторяет идеи, которые заимствует у более популярных авторов, пересказывает научные статьи или книги, то есть, создаёт тексты, в которых нет его личности. Хорошая новость: можно "переписать" текст другого автора или пересказать научную статью так, что её будут репостить во всех соцсетях, и публикация соберёт миллионы просмотров. Это не психологическое мастерство! Психолог не обязан быть писателем! Но если психолог использует тексты для привлечения клиентов, этот навык важно освоить! 

Что же делать помогающему специалисту, чтобы привлечь клиентов?

Если вы как специалист осознаёте значимость энергии в контакте "психолог - клиент", вы сможете решить эту проблему одним лишь разворотом в её сторону. Где наше внимание, там наша энергия. Если направить внимание в зону контакта вашей личности с личностью потенциального клиента, можно поискать там места разрыва.

Что происходит в этом контакте с вашей стороны - на уровне вербалики и энергии? Какими языковыми средствами вы показываете себя как личность? Не сужаете ли вы свои личные границы демонстрацией своей компетентности в ущерб особенностям своей личности, которые могут стать ключевыми, чтобы клиент выбрал именно вас? Видит ли клиент фигуру вашей личности на фоне других психологов, если говорить языком гештальт-терапии? Какими языковыми средствами вы подчёркиваете особенности своей личности, а не особенности себя как психолога? 

Если вам интересна тема, и вы хотите усилить самопрезентацию личности через тексты публикаций, мигните в комментариях. Готова делиться опытом и знаниями. К слову, я веду канал о психологии в Дзен, и к настоящему моменту у меня 57 тыс. подписчиков и охват 8 миллионов читателей без подписки.

Я веду открытую группу для пишущих авторов "ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ", и ко мне часто приходят психологи, ведущие каналы в Дзен, заинтересованные в расширении аудитории. Я помогаю авторам научиться транслировать личную энергию через текст. Можно называть это психофилологией - разделом, который занимается изучением эффективности текстов, презентующих психологов и специалистов других помогающих профессий - коучей, копирайтеров, лайф-консультантов и других. Ну что, повысим презентабельность? Увеличим масштаб клиентской аудитории?