Одна многодетная семья приехала в Боровскую обитель, к старцу, схиархимандриту Власию (Перегонцеву).
Что привело их сюда?
Что-то странное стало происходить с детьми. Нет мотивации к учебе, забросили спорт, общая вялость и апатия к жизни, одни мечтания и будто нет воли в них действовать.
Всполошились оба родителя. Решили узнать у старца, что такого демонического, духовно неправильного происходит в детях?
Как воспитывались дети?
Надо сказать, что семья эта не просто так была многодетной. Много детей Бог дает тем, кто любит и заботится о них. И у жены, и у мужа ценностью были дети. Потому, Господь даровал им много детей.
Воспитывали детей своим примером. Смотрели вместе развивающие передачи и фильмы, обсуждали их, вместе занимались творчеством и спортом, приобщали их к церкви, причастию Святых Таинств.
И все до поры времени шло хорошо, пока дети были маленькими. Дети внимали и все у них шло. И учеба, и успехи в спорте, и формирование ума и характера.
Но пришла напасть.
С пред тинейджерского возраста (11-12 лет) у детей пошла напасть. И от старших будто духовно "заразились" младшие.
Они перестали ходить в церковь.
На аркане их родители не водили. Они показали им в детстве возможность, как жить на волне Бога, а заставлять насильно не хотели. Дело добровольное, а не принудительное.
Но ладно бы пропал интерес только к церкви. За этим интересом пропала и другие: интерес к спорту, творчеству, к учебе.
Будто не дети, а бездуховные и аморфные душой стали существа. Но ведь раньше так не было!
Общение с благочестивым монахом.
Отец семейства обратился за советом к одному умному благочестивому монаху, которому исповедовался:
«Отец Феодор, в чем дело? Детей приучали к хорошему: духовно нравственной и церковной жизни, к учебе, к спорту, к творчеству. И все сейчас как коту под хвост. В церковь не хотят ходить, учиться не хотят, ничего не хотят. Что это? И что делать?».
Богомудрый монах, отец Феодор, заметил:
«Подростковые искушения. Когда они даром получали причастие, без исповеди, то ходили. Как надо потрудиться над исповедью, проявить волю – не хотят. И искушает их нечисть: «зачем тебе это?». Скажу больше: мстит им за то, что раньше к Свету приобщались».
«А что делать? Вести их насильно?»
«Ни в коем случае. Молитесь за них с супругой и говорите о пользе для них самих».
Не дало результат.
Так и стали поступать жена и муж этой семьи.
Но результатов это не дало. Будто молитва за детей не работала. Иногда уговаривали сходить в церковь, причаститься. Но ходили дети под эгидой: «я сделаю это, а вы мне это». Торговля?
Разве ради причастия нужен торг?
Муж не захотел «такой ценой» водить в церковь. Коммерческие отношения с Богом – дурное дело.
И дети совсем перестали ходить в церковь, а их учеба, интересы в жизни снизились еще. Видимо, что духовная жизнь взаимосвязана с умственной, душевной и телесной. Когда дух крепок и силен, благословенен Богом, то и все остальные части сохранны.
К старцу Власию.
Муж ездил к старцу Власию пару раз до этого сам. Ему помогали советы старца, лично ему.
И он подумал, столкнувшись с проблемами детей, что стоит поехать к старцу всей семьей. Дети, любимые дети, того стоят. Люди и большие подвиги делали во имя детей.
Совет старца Власия.
Выслушав эту семью и поговорив с детьми, старец сказал детям два напутствия (именно им, не родителям):
1. Меньше играйте в гаджеты.
2. Не ешьте никакой еды, когда пользуетесь гаджетом или смотрите телевизор.
Родителям дал тот наказ молиться за детей и показывать им пример, то есть и самим не поступать так.
Исполненный совет.
Дети на время послушались старца. Это дало эффект. У них будто восстановилось внутреннее упорядоченное душевное состояние, пошли успехи в учебе и спорте. Но ненадолго.
Потом не только все вернулось на круги своя, но стало хуже. Даже зрение детей стало ухудшаться от гаджетов. И ведь, ладно, изучали бы что-то полезное в них (в контенте интернета). А так одни игрушки, забавы, которые уводят их в иную реальность: безделья, апатии и потери себя.
Общение с монахом.
Отец семейства вновь обратился к монаху Феодору, что хуже становится детям.
«Такое впечатление – заметил отец семейства – что они духовно безвольны. Не могут сопротивляться искушениям».
«Конечно не могут. Даже многие взрослые люди теряют волю от дурных дел и в искушениях падают. А детям намного сложнее. Они еще внутренне слабы, нет той осознанности и рассуждения, той твердой жизненной и духовной основы, которые помогали бы им»
«Что же делать?».
«Молитесь за них»
Молитвы не шли.
Родители молились, активно молились за детей, но молитвы будто бы не давали плодов.
А ведь дорога ложка к обеду. Если за них молиться до старости лет и они лишь к старости прозреют, то уже все шансы упустят: и в учебе, и в жизни, и в спорте, и в творчестве. Что-то не так. Что?
Общалась эта семья со многими другими семьями, в соцсетях и группах Телеграм для многодетных. Почти у всех такая же проблема: гаджетомания, современный бич, главный лютый грех детей.
У всех, да не у всех.
Отец семейства заметил, что в одной семье многодетной дети не гаджетоманы. И их дети ходят с этими детьми на секцию карате. Те дети, кто не гаджетоманы, и учатся хорошо, без репетиторов, и в спорте первые места занимают. Какие-то сконцентрированные, не потерянные.
"Значит, детский грех гаджетомании – понял отец семейства – как лакмусовая бумажка. Кто падает в нем – не преуспевает в жизни, а начинает прожигать ее. А кто не падает – тот преуспевает".
Этот грех как бы разделяет детскую успешность и неуспешность, творческую вовлеченность или не вовлеченность.
Узнали родители этой семьи у родителей той , как им удается удерживать детей от гаджетомании. Те и не покупали им гаджетов, и жестко обрубили это. Но сами дети были послушные, они послушались. Не бунтовали. А их дети – нет. Своевольные
Глубокий совет старца Власия.
Со всей этой болью муж с женой и младшим ребенком вновь поехали к старцу Власию. Рассказали все, как на духу. Что пробовали. Что не идет. Что совсем плохи дела у детей. Не послушны они.
Наказывать их? Что делать? - вопрос старцу.
Старец внимательно слушал их и задал вопрос: а вы сами послушны?
Покопайтесь в себе самих. Что-то невольно в вас видят дети, что-то перенимают. Надо в себе исправить с Божьей помощью, это. Тогда и им придет помощь от Бога.
Трудная задача.
Эта задача оказалась непростой.
Трудно посмотреть на себя честно и сказать перед Богом о себе самом: какой я родитель? Что во мне не так, как в родителе? Что не так в наших отношениях?
Трудно это осознавать. Родительская гордыня мешает. Еще труднее каяться в этом и оставлять это.
Как просто детям "сверху" запрещать что-то делать. Как просто молиться за них Богу, называя слова своих прошений: «Бог, дай моим детям».
Но это не работает. Отскакивает.
И как очень трудно увидеть в чем ты плохой родитель, что в тебе не так, что ты излучаешь дурного, что улавливают чуткие детские души.
Да, оба родителя не смотрели ТВ (в развлечение), не развлекались в играх, не были гаджетоманами. В этом не было проблем.
Проблема нашлась в другом: а разве показывают они детям пример своего правильного творческого труда?
Ведь грех гаджетомании есть грех пустоты, экзистенциального вакуума. Когда дети заполняют пространство своей жизни не творческим трудом, исследованием и поисками, а забавами. Когда не было гаджетов, были другие забавы. Но забавы, а не деятельность. Не дело.
А умеют ли они (родители) каяться и признавать ошибки? Да, свои ошибки перед детьми. Разве они их не допускают? Допускают. Но себе прощают, а от детей требуют. Как минимум, не честно ни перед детьми, ни перед Богом.
Как же ты, "добрый родитель" хочешь научить детей покаянию, когда сам не признаешь ошибок, боишься их признать, а подчас и не каешься в них? Лицемерие дети распознают влет! Их восприятие еще не испорчено.
Вот, что открыл Господь родителям тем. И не только это. Долго перечислять что именно. Да и не нужно, ибо у каждого родителя свой перечень таких грехов. Но когда родитель хочет увидеть в Свете Бога свои ошибки как родителя, готов к этому честно - Бог это открывает.
Они хотели сердцем - Бог открыл.
Послесловие.
Не скажу, что сразу, но с некоторым временем, пошли изменения, улучшения.
И в церковь удалось привести детей.
Когда? Когда столкнулись дети с проблемой в себе, которую не могли решить сами, не хватало сил. Апатия нападала. Что делать? Покаяться в этом. Попросить у Бога помощи. Попробовал средний сын. Получилось. Помог Бог. Вот тебе инструмент, сын. Когда будут такие проблемы – прибегай к Богу через покаяние. На то и нужно покаяние, потому оно и спасительно. Не стесняйся каяться перед Богом, и не бойся. Знай, там, где другие не помогут - Бог спасет.
Постепенно, ситуация выправилась. Вместо игрушек пустых гаджетоманий, занялись дети интернет проектами, блогами. В рамках своих возможностей. И многое другое пошло. Когда вместо безделие - дело, творчество, исследование - уже другой коленкор.
А успех дело такое: он окрыляет и помогает отбросить бессмысленные игрушки, чтобы заняться полезным и перспективным для жизни.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.