ПРОБЛЕМА сломанных осей. ПЕРЕДЕЛКА ВТУЛКИ велосипеда с насыпного НА ПРОМПОДШИПНИК

11K прочитали

Оси велосипеда часто ломаются. Так говорят. За три года катания на дешевых велосипедах, с нами такого не случалось ни разу. И даже колесо мы прокалывали всего раз. Но раз говорят, значит небезосновательно!

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ! МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ДРУЗЬЯ. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПИСАТЬ КОММЕНТАРИИ, ПРОЧТИТЕ СТАТЬЮ ЦЕЛИКОМ. ЭТО ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ НЕДОПОНИМАНИЯ ВО МНОГИХ МОМЕНТАХ. СПАСИБО.

Промподшипник в колесо велосипеда
Промподшипник в колесо велосипеда

Для тех, кто не знает, мы - супруги: Андрей и Лена. С недавнего времени ездим в велопоходы. Последний был в Горный Алтай, 30 дней полуавтономки. Жили в палатке, заряжались от солнечной панели. Про поход можно почитать тут:

Всё, что мы пишем - опробовано в походах. В том числе и колесо, про которое статья. Ребята, мы будем признательны, если вы лайкнете статью и подпишетесь на канал. Спасибо большое. Итак, про колесо...

Средняя грузоподъёмность любого велосипеда 110-120 кг вместе с ездоком. Значит при весе 80-90, нагружая велобагажник ещё на допустимые 25 кг, получаем нагрузку близкую к критической. Под таким весом в походе можно остаться без колеса. И речь не только о лопнувших спицах, но и о развалившейся втулке на насыпных подшипниках.

Сломанная задняя ось велосипеда
Сломанная задняя ось велосипеда

В велосипедных кругах принято ругать трещотки и насыпные втулки под них. Дескать, накат хуже, прочность никакая, оси ломаются. «Г-но, одним словом». Но так ли это на самом деле?

Рассмотрим в данной статье. Мы не только поделимся с вами аргументацией, развеивающей популярный миф, но также расскажем, как усовершенствовать втулку, переведя её с насыпного на промподшипник. Поехали!

ЧТО ТАКОЕ ВТУЛКА НА НАСЫПНЫХ ПОДШИПНИКАХ?

«Насыпь» - простонародное название шарикоподшипниковой системы колеса. Это в прямом смысле подшипник, состоящий из отдельных частей не соединенных между собой в единый механизм.

Разрез втулки на насыпных подшипниках
Разрез втулки на насыпных подшипниках

В обычном подшипнике шарики зажимаются кольцами: внутренним и внешним. А в насыпных они прижимаются гайками к конусам и чашкам втулки. Отсюда и второе название таких втулок: «конусные». Когда говорят: «втулки на конусах», значит они имеют внутри насыпной подшипник.

Насыпной подшипник в колесе
Насыпной подшипник в колесе

Насыпь считается «прошлым веком» по сравнению с «кассетными» втулками. Бытует миф, что «накат» - то есть скорость кручения колёс во втулках на промах лучше, чем на конусно-насыпных.

Отчасти это так, если мы сравниваем старый и расшатанный насыпной механизм с системой на промах.

Насыпные виды втулок под кассету и трещотку
Насыпные виды втулок под кассету и трещотку

Но в НОВОМ состоянии этой разницы не существует. Поэтому владельцы новых велосипедов и втулок на насыпи, могут спать спокойно и ездить на своем велике несколько лет без опасений 😊

Разрез втулки NOVATEC под кассету на промышленных подшипниках
Разрез втулки NOVATEC под кассету на промышленных подшипниках

ЧТО НЕ ТАК С НАСЫПЬЮ?

Главным недостатком систем на насыпных подшипниках в том, что детали изнашиваются со временем. Конуса, прижимающие шарики к чашкам, стачиваются.

Выработка конусных гаек
Выработка конусных гаек

Появляются дефекты, в простонародье: «закусы», которые блокируют легкое кручение колеса. Если постоянно подтягивать гайки, против люфтов, колесо будет стопориться и хуже катить.

Конусная гайка в руках
Конусная гайка в руках

Если не менять изношенные конуса, то колесо начнет давать люфт, т.е. качаться в горизонтальной плоскости. И это грозит либо сломленной осью, либо развалом самой чашки внутри втулки.

Сломанная чашка насыпной втулки велосипеда
Сломанная чашка насыпной втулки велосипеда

В таком случае, шарики высыпятся внутрь, а поездку можно считать завершенной. Конечно, если с собой нет съемников и запасной чашки для починки на ходу.

Инструменты для ремонта велосипеда
Инструменты для ремонта велосипеда

Большинство начинающих велосипедистов этого боятся. Поэтому сразу покупают велики «на промах и кассетах», думая, что это решит все их проблемы. Но так ли это?

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЁРТ…

Одна наша знакомая как-то пришла в местную парикмахерскую и говорит: «Подстригите меня вот так…» На что мастер ей отвечает: «Да вы что, женщина, так неправильно!». С тех пор эта знакомая сама стрижёт «неправильно» и многим нравится, как она это делает.

Кассета и трещотка
Кассета и трещотка

Примерно похожая ситуация среди «кассетников и трещоточников». Мы из обладателей вторых и не утверждаем, что трещотки – лучшее, что с нами случилось в жизни.

Но и отрицаем, что ЛИЧНО ДЛЯ НАС — это не настолько плохо, как об этом говорят. Этими соображениями и поделимся.

«ЗЛОСЧАСТНЫЕ ТРЕЩОТКИ» - ПОЛНЫЙ СПИСОК НЕНАВИСТИ

  1. Главный аргумент против трещоток — это неравномерное распределение усилий на ось. При кручении педали, нагрузка идёт в место оси, находящееся непосредственно под трещоткой. Благодаря чему часто происходит осевой излом.

    Во втулках на промподшипниках это усилие компенсируется дополнительным подшипником под барабаном, куда надевается кассета. Что считается более прочным и долговечным вариантом, т.к. появляется дополнительная точка опоры. Но так ли это на самом деле? Отчасти да. Но веломеханики нередко сталкиваются с поломанной осью именно на дорогих промподшипниковых втулках. Что самое любопытное, никто из них до сих пор не понял, почему происходит такая поломка. Ведь по всем критериям – такого случиться не должно. Но случается, причём вне зависимости от толщины оси (даже на 17 мм).
  2. Трещотки не любят из-за их сложности. В них два ряда мелких шариков, которые теряются. Их также не легко посадить на место, потому что для этого нужно использовать клейкую густую смазку. Немногие это умеют, как и обслуживать трещотку в целом.
  3. Трудное откручивание трещотки. Да, это факт. Без специального съемника и хорошего рычага, её трудно открутить. Особенно закисшие варианты, которые не отвинчивались годами. Но если открутишь раз, а затем смажешь резьбу графитовой смазкой – в дальнейшем проблем не будет. Всё легко открутится.
  4. Нельзя заменять отдельные звёзды. Если человек катается по равнине, он использует 2-3 звезды. Остальные т.н. «горные» - у него не в ходу. Получается, если не менять цепь, постепенно ходовые звездочки приходят в износ. Чтобы сменить их, нужно менять трещотку целиком. Но так ли это плохо? Средняя цена на трещотки составляет 600-800 рублей. А вот кассетные звезды от 1000 р.
  5. Кольцо трещотки может раскрутиться в поездке. Безусловно! Поэтому лучше чаще обслуживать велосипед и проверять. Ну а если случится непоправимое – возить с собой комплект шариков. Благо их остаётся полно от отработавших трещоток. Как видите, тоже не так всё страшно.
  6. Может заклинить. От клина трещотки никто не застрахован. Равно, как и от «проворотов» звёзд. Но эти моменты могут случиться и со «стопорными собачками» внутри втулки на промах. И случалось, и люди ехали домой. А вот если есть комплект запасных собачек и кольцо от трещотки - то починиться можно!

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ

Нас вышеперечисленные пункты не испугали. Поскольку научились разбирать и собирать трещотку. Поняли, как она функционирует, учли все её минусы. Дело за малым – разобраться с насыпными подшипниками, чтобы они в походе нас не подвели.

Ось велосипеда с конусами и гайками
Ось велосипеда с конусами и гайками

И знаете, что? Мы против насыпи НИЧЕГО не имеем. Если бы в магазинах продавались запасные конусы, чашки, недорогие оси из закалённой стали, переделывать втулку на прома не стали бы.

Но, как известно: «опыт – сын ошибок трудных», пустились во все тяжкие и переоборудовали колеса на Штерне на промподшипники. Причём, как выяснилось, сделали то, чего до нас мало кто делал. И об этом сейчас расскажем.

ПЕРЕДЕЛКА ВТУЛКИ JOYTECH НА ПРОМПОДШИПНИК

Помните, как в рекламе труда слепых: «Глаза не видят – руки делают». На свой страх и риск сняли колесо, вытащили эксцентрик и ось с гайками. Далее нужно было как-то выбить запрессованные чашки из втулки. Но об этом чуть позже. А сначала расскажем про вариант, который придумали. Можете также посмотреть ролик:

Как уже сказали, в магазине не оказалось, ни подходящих конусов, ни чашек на замену. В онлайн-маркетах родная шимановская ось от 1500 рублей. Возвращаться на насыпь не хотелось.

Сначала думали заменить колесо целиком. Продавец насчитал 5 000 рублей при чём из комплектующих не самого лучшего качества. «Как-то дороговато для велика, купленного за 9 000» – подумали мы.

Затем взор упал на готовую ось с промподшипниками, стоимостью 330 рублей. «А что, если…» - подумал Андрей и купил эту ось. Пришёл домой, сверил её по длине – на 5 мм длиннее старой. Зато подшипники идеально укладываются во втулку!

Ось заднего колеса велосипеда с промподшипниками
Ось заднего колеса велосипеда с промподшипниками

Взял старую ось и ею начал выбивать чашки из втулки, постукивая молотком по периметру круга. Чашка потихонечку начала выдавливаться. На удивление, выбилась! Вторую также выпрессовал.

Чашка во втулке
Чашка во втулке

Оказалось, что подшипники на 1 мм шире, чем диаметр втулки по краям. Не влезают. Нужно растачивать втулку…. Или подшипник?

Поскольку знакомых токарей не было, выбор пал на второй вариант. Как же сточить подшипник в домашних условиях? Кроме бормашинки с наждачной насадкой – ничего лучше не придумалось.

Шлифовальный валик для бормашинки
Шлифовальный валик для бормашинки

Так добрые пол часа подшипник «шлифовался» по всему периметру. Летели искры. Но зато «игра стоила свеч». Он начал свободно входить во втулку.

Дело за малым – отшлифовать второй и посмотреть, что получится. К общему удивлению, хоть втулка не была приспособлена под промподшипники, они в неё идеально «провалились». Ось встала, как литая. Колесо закрутилось «как по маслу».

Колесо с втулкой на промподшипниках
Колесо с втулкой на промподшипниках

Далее, чтобы ось влезла между перьев, нужно было её укоротить. Бормашинкой лишние 2,5 мм срезались по концам. После – подбирались зажимные гайки и контргайки. Для этого было куплено сразу две оси, чтобы свинтить с одной и поставить на другую. Всё получилось идеально.

Первый «обкат» нового колеса был волнительным. Казалось, что может произойти непоправимое. Но с тех пор данное колесо проехало не одну тысячу километров, в том числе больше 300 по горам Крыма под грузом 110-115 кг.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ

  • Стоимость оси в сборе с подшипниками: 330 рублей (на момент покупки);
  • Маркировка подшипников: 6200, размер 30 х 10 х 9 мм (10-диаметр оси);
  • Длина оси: 145 мм;
  • Вес в сборе: 126 гр;
Пром подшипник со стороны дискового тормоза
Пром подшипник со стороны дискового тормоза

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НЕДОСТАТКИ

Ох, чего только ваш покорный слуга Андрей не услышал в свой адрес, когда записал ролик на youtube со своим способом «ремонта втулки» 😊

То, гад такой, неровно подшипник расточил, то уменьшил его прочность, то в целом – «всё плохо и всё развалится». А ещё посмел оставить ось на эксцентриках! Да ещё разочаровал бормашинкой, которой у многих нету.

Но опыт есть опыт. Мы люди простые, Василис Прекрасных под боком не держим. Чтобы они взмахнули одним рукавом и перед нами гревелы топовые поплыли, другим - МТБ с космической геометрией рамы и супер-вилками. "Что умеем - то и могём". 😊

Как уже было сказано, больше 1 000 км велосипед проехал на этом колесе и более 300 под нагрузкой. Ни со втулкой, ни с подшипниками ничего не случилось. И ось идеально ровная. Хотя она такая неспроста. Дело в том, что под ней стоит еще один маленький «страховочный» подшипник. Но об этом будет в другой статье.

Маленький подшипник под трещотку
Маленький подшипник под трещотку

Вот сама статья:

Безусловно, доля правды в сомневающихся есть. Потому что идеально ровно расточить кромку подшипника «на коленке» - сложно. Да и сама алюминиевая втулка не слишком-то ровная изнутри. Поэтому люфты в долю миллиметра наблюдаются. В идеале нужно расточить подшипник так, чтобы «намертво» заколотить его во втулку. Так было сделано на переднем колесе. Никаких проблем и люфтов после не наблюдалось.

Велосипед с колесом на промах в горах
Велосипед с колесом на промах в горах

Тем не менее, такой ремонт оказался надёжным долговечным и, как видите, теперь ещё и проверенный временем.

ИТОГ

Мы рассказали вам как переделать втулку велосипедного колеса с насыпного на пром - подшипник. Причём без замены самой втулки. Такой ремонт обошёлся всего в 330 рублей (или 660, если посчитать 2 купленные оси).

Это куда дешевле, чем покупать колесо в сборе (5 000 минимум). Или если заказывать втулку на Али за 1500 – 2000 рублей. Плюс стоимость переспицовки колёс. Думаем, что наш вариант переделки подойдёт большинству людей, ездящих на самых обычных велосипедах по всей России. Надёжный и экономный вариант. Спасибо, что дочитали.

А вот, что стало с осью и подшипниками после 1000+ км под грузом больше 110 кг:

Надеемся, вам понравился материал. Ставьте лайк, подписывайтесь. Пишите, что думаете - свой опыт. Очень интересно почитать.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
▶ YOUTUBE:
https://youtube.com/@velokanal
🔵 TELEGRAM:
https://t.me/velo_kanal
🏩 INSTAGRAM:
http://www.instagram.com/...nal