Как сообщает «Коммерсант», в первые месяцы 2023 года продажи потребительской техники снизились на 11-12% в штуках, а в деньгах — на 32-40%. Эксперты и участники рынка рассказали о тенденциях в сегменте, а также поделились прогнозами на будущее.
Актуальные показатели
Падение спроса на рынке РФ особенно заметно в отношении смартфонов, наушников и других аксессуаров. В январе было реализовано на 13% меньше мобильных устройств, что привело к 43-процентному снижению выручки. Спад в денежном выражении особенно заметен у Apple и Samsung — на 18 и 35 процентов соответственно.
Интерес сместился в сторону китайских брендов. Значительный рост демонстрируют Xiaomi, realme и OPPO. В целом отгрузки гаджетов в январе и феврале сократились на 10%, если сравнивать с аналогичным периодом 2022-го. Однако это всё ещё «втрое лучше средней динамики года», утверждают аналитики.
Изменится ли ситуация
В прошлом году на рынке электроники случился дефицит из-за ограничения поставок ключевых компаний. После наполнения ассортимента новыми брендами и налаживания параллельного импорта рынок стал восстанавливаться. Более того, сейчас имеет место обратная ситуация: ритейлеры сообщают о переполнении складов бытовой техники.
Профицит возник в результате задержавшихся крупных партий товара после массовых закупок и наращивания контрактного производства в 2022-м. Это стало реакцией на ажиотажный спрос в тот период. Сейчас же он сошёл на нет. Тем не менее компании, накопившие складские запасы, не намерены снижать цены.
С другой стороны, потребители, по мнению участников отрасли, начинают всё больше экономить, обходя стороной премиальный сегмент. Эксперты полагают, что по этой причине рынок вряд ли восстановится до уровня 2021 года в денежном эквиваленте (тогда было продано 30 млн смартфонов). В 2023-м ритейлеры могут реализовать в РФ до 26 млн устройств, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Это на четверть больше, чем в 2022-м. Но если учитывать доминирование китайских брендов, то «средний чек окажется на порядок ниже».