Свято-Покровский храм в станице Косякинской Краснодарского края, построенный в 1905 году, – единственный уцелевший в Новокубанском районе в годы богоборчества. Полуразрушенное старинное здание восстанавливают, под его сводами снова собираются для соборной молитвы прихожане. А старожилы уверены, что в этом храме молитва не прекращалась никогда.
Про такие станицы, как Косякинская, кто-то скажет «бесперспективная», или «Богом забытая». Здесь всего около двух сотен жителей, и в основном – пожилые да старики. Много хат просто закрыто – хозяева уехали, а продать не смогли. Только не забыта Богом эта сторона – чудом уцелел православный храм, стоящий на пригорке, его видно тут со всех сторон. И люди к Богу возвращаются, возрождают полуразрушенную святыню, ставшую свидетелем страшных трагедий.
Построен за год
Станица Косякинская начиналась с поселка Горькореченского, основанного в 1824 году. Первыми жителями стали казаки, которые переселились из станицы Убеженской на гористую местность у реки Горькой.
Сначала здесь был основан казачий пост Временный, куда пригоняли на пастбище скот и лошадей. А потом казаки стали строить тут жилье и оставаться на зиму, не возвращаясь в Убеженскую. И хотя река была мелководна, к тому же вода в ней оказалась непригодной для питья из-за горького вкуса, пастбища тут были отменными и климат необычайно здоровый.
Поселок потихоньку разрастался. Рядом появлялись хутора. Почвы более пригодные для сенокоса стали использовать и для выращивания хлеба, а воду для питья брали из колодцев, но и там она была с горьковатым привкусом. .
Церковь в Горькореченском начали строить в 1904 году. Жители всех ближайших хуторов приняли участие в этом благом деле. В документах архивного фонда Ставропольской духовной консистории об открытии прихода в Горькореченском, а также в рапорте благочинного, священника Митрофана Федорова, от 11 мая 1904 года есть сведения о закладке молитвенного дома в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В прошении членов комитета по постройке церкви в этом поселке от 10 января 1905 года сообщается о завершении строительства «каменной, обложенной кирпичом, с такой же колокольней, церкви на средства доброхотных жертв и личным трудом местных жите лей и иногородних».
В храм были куплены колокола, кресты, церковная и напрестольная утварь и богослужебные книги, заказан иконостас. В рапорте священника Митрофана Федорова от 26 апреля 1905 года есть сведения об освящении в Горькореченском новосооруженного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы 24 апреля 1905 года.
Всего было затрачено на постройку 15 тысяч рублей, 10 тысяч из них – пожертвования Авксентия Буцкого, чей хутор располагался вблизи Горькореченского. По его заказу отлили и самый большой колокол, который отличался особенным звоном. В колокольном раскате, как вспоминали старожилы, явно слышалось «Бу-у-ц-кий».
Закрыт, но не разрушен
В начале двадцатого века станица, выросшая из поселка, была переименована в честь генерал-майора Кубанского казачьего войска Петра Ивановича Косякина, который в то время стал наказным атаманом Майкопского отдела. 168 дворов было в то время в Косякинской и проживало здесь более тысячи человек.
А потом пришли смутные времена. В 1918 году здесь была объявлена власть советов. Не обошла стороной станицу Гражданская война – белогвардейцы зашли в Косякинскую, но ненадолго. И вскоре сюда вернулась советская власть.
Свято-Покровский храм был закрыт предположительно в 1927-ом году. Но его не разрушили, хотя такая участь постигла практически все другие храмы Новокубанского района. А через пять лет население станицы за один голодный год сократилось с 1750 человек до 33.
Тот год из-за засухи оказался неурожайным. В образованном недавно колхозе зерна собрали мало, но станичники худо-бедно смогли бы им прокормиться, если бы не план по заготовке хлеба. Выполнить его оказалось не под силу. Все подчистую у жителей забрали, бросив их на произвол судьбы. Умирали люди целыми семьями.
Ездовые собирали тела на бричку и хоронили в братских могилах. Сегодня на трех таких могилах станичного кладбища стоят скромные памятники с надписью: «Жертвам голода от родственников, знакомых и незнакомых. Спите спокойно. Мы о вас помним и никогда не забудем».
Лето 1933 года сложилось благоприятно для земледельцев. И урожай хлеба тогда собрали хороший. А в опустевших после голода домах стали жить переселенцы из Воронежской области. Станица снова ожила, наладились и дела колхозные. Но церковь так и стояла закрытой.
Колокола - на зерно
Когда грянула Великая Отечественная война, 180 косякинцев ушли на фронт, 120 не вернулись домой, приняв смерть на полях сражений.
По рассказам старожилов, в 1947 году жителям станицы снова угрожал голод. И председатель колхоза Федор Дубравный после собрания правления распорядился снять с церкви колокола, чтобы поменять их на зерно. Это решение казалось единственно правильным – сеять было нечем.
Председатель колхоза с раскаянием говорил: «Пусть простит нас Бог за этот грех. Надо спасать детей». Тогда, действительно, выменянного зерна хватило для сева с лихвой. Остатки роздали семьям, где были дети. В тот год урожай собрали небывалый. Только хранить его было негде. И зернохранилищем стала церковь.
Сцена вместо алтаря
А в 1952 году в помещении церкви был открыт клуб. На месте алтаря – сцена, Царские врата заменил занавес, а иконы – портреты вождей и агитационные плакаты. И вот уже там, где когда-то совершалось Великое Таинство, теперь пели и плясали, выступали политические ораторы.
Только много пришлось приложить усилий комсомольским активистам, чтобы забелить следы фресок и росписи на стенах. Лики святых упорно проступали сквозь новые слои извести и словно глядели на них с укором.
Не один десяток лет в стенах православного храма располагался клуб. Но недаром говорят, что ангелы служат Божественную литургию даже на месте разрушенных храмов. А Косякинский так и остался стоять на месте. Потому и верили местные богомольцы, что церковь их под ангельской защитой, под Покровом Божией Матери со дня закладки первого камня.
«Уходите! Сейчас служба начнется»
Среди жителей станицы из уст в уста передавались истории о чудесах, происходящих в этом здании. Не раз люди видели мелькающие тени в то время, когда клуб был закрыт. А самым поразительным был случай, когда двое мальчишек залезли поздним вечером через форточку, чтобы самовольно поиграть в бильярд. Но они даже осмотреться толком не успели, как из темноты появился старец в белой одежде и приказал: «Уходите! Сейчас служба начнется».
Говорили старожилы, что киномеханики, которые крутили фильмы в этих стенах, ушли из жизни в расцвете сил. А женщина, убиравшая помещение после танцев, собраний и других мероприятий, прожила больше 90 лет.
После закрытия клуба, когда здание осталось заброшенным и превратилось в свалку, тут повесили замок. Но не раз дети, которые в воскресный день играли у самых стен, слышали тихое пение, доносящееся из церкви.
Возрождение
В декабре 2003 года в Косякинской прошел сход граждан, на котором было принято решение о восстановлении храма. Но прошел еще не один год, прежде чем здание передали церкви. Помещения для клуба в станице так и не нашли. Но появились люди, уверявшие, что не было тут церкви, а всегда был клуб! К счастью, удалось собрать архивные документы, на основании которых разрешались все сомнения о происхождении здания в пользу церкви.
Впервые после 85-летнего перерыва в станичном храме служили праздничную литургию в 2012 году. На престольный праздник,14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в Косякинскую приехали многочисленные гости.
Это стало поистине историческим событием в духовной жизни не только жителей станицы, но и всего Новокубанского района и в то время Армавирского благочиния, на чьей территории это единственная церковь старой постройки, не разрушенная в годы советской власти.
Станичники уверены, что уцелела церковь в их маленькой станице по милости Божией к ее жителям, чтобы укрепить их дух и веру, дать надежду на спасение.
Автор: Ирина Бганцева
Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить новые публикации об уникальных храмах России!