Найти тему
ПроИстория

"Век" Беды Достопочтенного

Сегодня мы рассмотрим эпоху Беды, в которую жил и творил монах. Интересующий нас период, как пишет Зверева В. В., в историографии часто именуют «золотым веком» христианской культуры англо-саксов (вторая половина VII – первая четверть VIIIвв.). Это было наиболее благополучное время для англо-саксонской церкви с времен появления христианства в Англии. На время утихли войны.

Это период «счастливых времен», когда в Британии правили сильные христианские короли, наводя страх на варварские народы. Как отмечал Беда, народ той поры «устремлен был к радостям Небесного Царства». Благодаря латинским текстам VII-VIII вв., мы можем проследить целостный образ единой англо-саксонской церкви, имеющей непосредственные контакты с Римом, а также жителей королевств, усердствующих в вере, в стремлении к благочестивой жизни, познаниям, проповедям.[1]

Во время жизни Беды в монастырях Англии комментировали труды отцов церкви, преподавались такие языки, как: латинский и греческий. Создавались богатые библиотеки. Однако и времена эти были короткие, охватившие жизнь примерно трех поколений – Теодора и Адриана, которые стали наставниками для Беды и его сверстников, а также учеников Беды – Эгберта и Йорка.

Отличительной чертой данного времени для англо-саксонской церкви было ее стремление поддерживать тесные контакты с папским престолом и его монастырями в Галлии и Италии. Духовенство в это время часто посещало Рим для приобретения книг, церковной утвари и обогащения себя новыми знаниями. В Британию приглашались учителя, строители. Нередки в путешествия отправлялись и сами знатные люди с королями. В это время в землях Англии возникают крупные монастыри в разных частях королевств, сыгравшие большую роль в становлении высокой христианской культуры: составлялись своды правил для монахов, при монастырях возникали школы, библиотеки, скриптории. Во второй половине VII в. были написаны богословские труды.

                                                                          Уэльс
Уэльс

В тот же временной промежуток в английской церкви появился целый слой образованных монахов, аббатов и епископов, писателей и учителей, христианских мыслителей. Известный епископ на тот период – Уилфрид Йоркский, который впервые ввел в церкви «католические обычаи жизни», а также основатель в Веармут-Ярроу монастырей. Наиболее примечательный из англо-саксонских писателей тех времен был епископ Шерборна св. Альдхельм – составитель религиозных трудов, умело использовавший язык англо-саксонских поэм для адаптации, выражения и глубины содержания, связанного с христианским вероучением.

О другой, дохристианской культуре англо-саксов, не сообщается ровным счетом ничего, за исключением некоторых упоминаний языческих обычаев, подлежащих осуждению Бедой и его современниками. Основная привязка и пристальное внимание приковано к христианству. Однако два этих культурных мира подразумевали иные взгляды представлений и ценностей. Христианство преимущественно развивалось внутри монастырей и церквях, но в то же время акцентировало свое внимание на всем социуме (от правителей и знати, до простого народа). Язычество же охватывало и верхи, и низы общества. Возможно их разделял из, но жестких границ между ними не прослеживалось.

Христианские проповедники и учителя преследовали целью адаптировать привычные им формы древнеанглийской героической поэзии для того, чтобы донести до паствы основные вероучения. Активно в «золотом веке» шел процесс проникновения христианских образов в народную культуру, где они сливались с героями и сюжетами германской мифологии.

Ко второй половине VIII в. «золотая эпоха» англо-саксонской христианской культуры завершилась. Основная причина – проявление черт упадка церкви. После спокойного и относительно мирного времени возобновились войны между королевствами Британии. Участились нападения на побережья Северного моря скандинавов. Общий уровень образованности духовенства снизился, а латинская грамотность практически полностью забыта.

Следовательно, вырисовывается логическая картина интересующей нас эпохи. На VII-VIII вв. пришелся пик развития христианской веры на британском острове, когда активно составлялись труды англо-саксонских историков и монахов, были заложены основы национальной английской литературы, в числе которых важное и по праву первое место занимал Беда, который достаточно полно и исчерпывающе изложил принятие христианской веры в Британии и ее развитие. Об этом будет сказано в следующей главе.

[1] Зверева, В.В. «Новое Солнце на Западе»: Беда Достопочтенный и его время. – СПб., 2008. – С. 59-60.