В судоходной компании работал, в середине девяностых как раз. И мой тогдашний шеф, собственник компании, встрял в прикольную операцию – таскать в Африку российские велосипеды и менять их там на полторы тонны апельсинов за каждый.
То есть был чей-то контракт, а мы подрядились это всё возить на своих посудинах.
В компании было правило – первый рейс всегда сопровождает кто-то из руководства. Потому что, во-первых, самый лучший вид туризма – за счет конторы, а во-вторых, мало ли что…
Ну и точно.
Пришли в Африку, на сухогрузе. С велосипедами.
Сошел, пошел договариваться. В конторе порта дали команду крановщикам, грузчикам, показали куда класть. Бригадир-негр белозубо улыбался, хлопал по плечу, называл «комарадом», сказал, что через пару часиков всё будет чики-чики. Вроде всё нормально, пошел пройтись по городу. Столица экзотического африканского государства, когда еще побываешь…
Во что я успел за эти два часа влепиться – отдельный эпизод. Потом расскажу, если что.
А так – вернулся в порт, ничего не разгружено, и никого рядом с судном нет. Пошел в контору, а там рядом один домик, где мужик сидел, русский. Представитель бывшей советской конторы, типа «Совфрахт» или еще какой. Контора кончилась, а мужик остался, женился на черненькой, дети, всё такое…
Зашел посоветоваться, что делать-то. Мужик быстро всё понял:
- Тебе улыбались? По плечу хлопали? Комарадом называли?
- Ага. А ты откуда знаешь?
- Так тебя за равного приняли! А этого тут не надо. Пошли!
А домик стоял на каких-то сваях или кирпичиках, которые поднимали его на полметра над землей, и имел что-то типа тамбура, или прихожей. То есть чтобы попасть в комнату, нужно было три двери пройти. Видимо, от змей сделано было или еще от кого ползучего.
Так вот, в этом тамбуре стояло несколько крепких и удобных бамбуковых палок. Мужик по пути взял одну из них.
Грузчиков мы быстро нашли за одним из ближайших контейнеров, где они, громко галдя, увлеченно играли в игру, отдаленно напоминающую нашу «В Чапаева», когда своей шашкой щелчком сбиваешь шашки противника с доски. Только негры играли на земле и камнями.
Мужик, ни слова не говоря, вдруг начал молотить ниггеров палкой, куда попало – по башкам, по спинам, по рукам, по мордам…
Думал, нас разорвут сейчас. Ничего подобного – черномазые не вот разбежались, а побежали в одну сторону – к моему сухогрузу. Двое быстро залезли в кабины кранов, остальные тоже быстро рассосались по рабочим местам. И минут за сорок всё мне разгрузили.
Часть вторая.
Сижу в шезлонге на палубе, в тенечке. Типа сам себе такой крутой менеджер.
Должны апельсины привезти грузить. Не везут.
Зато черномазый крутится около трапа. Неуверенно как-то. Сказать что-то хочет. И возникло предчувствие назревающей проблемы.
Крикнув пограничнику у трапа, чтобы пропустил «комарада», я махнул ниггеру, чтоб поднимался.
- Чего надо? – спросил я. Протянутой руки на всякий случай не заметил.
- Понимать, какое дело, - почти по-русски начал негр, - У нас хороший контракт. Очень хорошо, какой контракт.
- Ну, и?
- И мы думать, что еще лучше будет…
- Короче.
- Так, у нас сейчас вы один велосипед, а мы полторы тонна апельсин, да?
- Ну.
- И мы говорим сейчас, что один велосипед и одна тонна апельсинов. Да. Так будет лучше.
- Ты серьезно?
- Да, очень серьезно. Мы сейчас тебя грузить, из этот расчет. Это хорошая цена. И контракт хороший. Да? Хорошо, да?
- Вова! – крикнул я наверх, на капитанский мостик.
- Чего? – отозвался сверху капитан Вова.
- Мы уходим, прямо сейчас. Как у вас там, поднимай пары, отдавай швартовы.
Вова моментально скатился с мостика по крутой лестнице и изумленно переводил взгляд с меня на негра.
- Андрюх, да ты что, - наконец сказал Вова, - Нас же, как придем…
- Это моё решение, не твоё. - сказал я, - Мы уходим. Прямо сейчас.
- Тонна и двести, - быстро сказал негр.
- Черномазого за борт, - распорядился я.
Матросы не успели, ниггер убежал по трапу сам. Пинка, правда, успел получить.
Черный думал, я блефую. А я погнал порожняк, в буквальном смысле этого выражения. Обратно.
Вкратце ход моих соображений был довольно простой. Допустим, привожу я груз из расчета один велосипед – одна тонна апельсинов. А этот черномазый урод скажет, что я кивнул, согласился типа. И очень сложно будет из этой ситуации выплыть. Даже если жив останешься.
Другое дело, если пришел без оговоренного груза. Это совсем другой коленкор. Это уже чистое кидалово со стороны контрагента, и разбираться уже будут по-другому и совсем другие люди.
Черножопый, видимо, это тоже понял. И догнал нас на катере, когда мы уже ушли за горизонт.
Для интереса застопорили ход. Может, скажет чего. Опустили трап.
- Это шутка был, - поднявшись, сразу сказал ниггер, - полторы тонна за один велосипед. Ничего не меняться.
- Две с половиной тонны, - сказал я, - за один велосипед.
- Так полторы тонны же, - удивился негр, - Это очень хороший контракт. Было полторы, да? Очень же хорошо! Мы же, у нас контракт? Как же?
- Две с половиной тонны. Будет прекрасный контракт.
- Тонна восемьсот, - черный начал отступать к трапу, который уже подняли.
Высота борта двадцать два метра. Это впечатляет негров, поверьте.
Договорились на две тонны за один велосипед, с подписанием контракта не сходя с места. Для негра – не сходя в воду.
По возращении из этого рейса мне подарили «Волгу».