Найти тему
МК

Эксперт раскрыл планы Си Цзиньпина на третий срок: «Возврат Тайваня – это вызов»

В пятницу главной темой всех мировых СМИ стало избрание Си Цзиньпина на третий срок в качестве председателя КНР. Точнее, известно это было еще в октябре, но официально одобрено политической элитой это стало только 10 марта на проходящей сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). «МК» обсудил с экспертом, что это переизбрание значит для самого Китая и с какими вызовами столкнется лидер Поднебесной во внутренней и внешней политике.

  globallookpress.com
globallookpress.com

«Беспрецедентный» и «исторический» – такие характеристики дают мировые СМИ, реагируя на факт вступления Си Цзиньпина на третий по счету президентский срок. В ходе торжественного голосования в Большом зале народных собраний в Пекине Си единогласно получил 2952 голоса, уверенно обеспечив себе еще один пятилетний срок на посту главы государства.

Западные СМИ, по понятной причине, на фоне знаменательного для КНР события напоминают Пекину о некоторых проблемных сферах внутри страны. Во-первых, вспоминают и жесткую политику «нулевого COVID», от которой Поднебесная отошла совсем недавно и которая успела вызвать массовые протесты граждан. Во-вторых, напоминают и о «надвигающемся демографическом кризисе». Опубликованные в январе текущего года данные Государственного статистического бюро КНР показали, что население Китая в 2022 году сократилось на 850 тысяч человек по сравнению с предыдущим годом. Констатировалось, что такое падение произошло впервые за 60 лет.

Приоткрывая дальнейшие планы, был сделан акцент на том, что ВСНП принял реформы государственных учреждений, которые были обнародованы на неделе. В число этих реформ вошел, как выражаются СМИ, «капитальный ремонт» министерства науки и технологий, создание новой финансовой наблюдательной группы (фактически финансовая система переходит под непосредственный контроль высшего правительственного органа – Госсовета), нового централизованного бюро данных и сокращение рабочих мест в центральных правительственных ведомствах на 5%. Намеки на сконцентрированность властей на экономике прозвучала и в воскресной речи уходящего премьер-министра Ли Кэцяна, который пообещал, что в этом году Пекин сосредоточится на стабильности и снижении экономических рисков, особенно в секторе недвижимости.

Кстати, выделенный премьером Ли Кэцяном сектор в прошлом году сократился на 5% после того, как отмечает The Guardian, как правительственные меры против спекуляций и кредитования привели к резкому сокращению денежных потоков. Из-за этого застройщики приостановили строительство миллионов единиц жилья. Нововведение в виде внедрения финансового регулятора однозначно одобряют и эксперты. Главный экономист по Китаю в банке ING Айрис Панг даже отметила, что «новый, более интегрированный регулятор будет лучше подходить для управления будущими финансовыми разработками, такими как криптовалюты».

Не забыта и внешнеполитическая сфера, которая в нынешних условиях действительно выглядит наиболее интересно. Главное, к чему приковано особое внимание всего мира, отношения Пекина с Вашингтоном и другими западными столицами. События последнего времени показывают, что эти взаимоотношения переживают сейчас не самые радужные времена, учитывая участившиеся провокации со стороны тех же Соединенных Штатов по отношению к КНР. И речь даже не о смехотворной истории с некими «китайскими воздушными шарами» (хотя и ее как элемент политической игры тоже стоит учитывать), а, в первую очередь, с ситуацией вокруг Тайваня.

Ясно и то, что в дальнейшем будут приложены усилия для развития традиционно стабильных и последовательных отношений Китая с Россией. Партнерство двух стран все чаще воспринимается «коллективным Западом» как помеха в глазу миропорядка. США и их союзники все никак не могут встроить в свое мироощущение политику многовекторности, которой придерживаются как КНР, так и Россия, что провоцирует Соединенные Штаты фабриковать все новые странности. Отсюда и вполне справедливые слова Си Цзиньпина, который обвиняет Вашингтон в проведении кампании по подавлению Китая и причинении ему серьезных внутренних проблем: «Западные страны во главе с Соединенными Штатами всесторонне сдерживали и подавляли нас, что создало беспрецедентно серьезные проблемы для нашего развития».

Доктор экономических наук, эксперт по Китаю Андрей Островский более детально оценил главные вызовы, стоящие перед Си Цзиньпином.

– Андрей Владимирович, Си Цзиньпин официально переизбран на третий президентский срок, став первым политиком этого государства, который избирается на должность лидера КНР в третий раз. По вашему мнению, что это переизбрание в целом значит для Китая?

– Известно было, что он будет избран на третий срок, еще на ХХ съезде КПК. Более того, это, пожалуй, было известно и раньше, когда внесли изменения в Конституцию Китайской Народной Республики. Раньше был срок не более 2 лет подряд, а теперь можно до бесконечности. Нынешнее избрание Си Цзиньпина означает стабилизацию ситуации. Всем все ясно: есть лидер – Си Цзиньпин, есть Коммунистическая партия Китая, которая проводит свой курс и которая уже определилась с основными документами в октябре прошлого года, есть ВСНП (это типа нашей Думы), которое тоже достаточно четко определило ситуацию, как будет развиваться Китай в 2023 году и во времена 14-й пятилетки, до 2025 года включительно.

– Какие основные вызовы внутри страны стоят перед Си Цзиньпином?

– Внутри страны все определено. Был ХХ съезд КПК, был отчетный доклад по резолюциям, была намечена программа до 2025 и до 2050 года. Сейчас идет 14-я пятилетка, на сессии ВСНП был доклад Ли Кэцян, подвели итоги 2022 года, определили задачи на 2023 год, определили темпы экономического роста (5%). Это индикативный показатель, не директивный: могут достичь, а могут и не достичь его. Дело в том, что первоначально, еще на ХХ съезде КПК, предполагалось, что темпы экономического роста будут 6%, сейчас же с учетом COVID его скорректировали.

Но экономика будет хорошо развиваться. На самом деле Китай, как правило, перевыполняет индикативные показатели. Самый плохой результат был за 2020 (ковидный) год и 2022-й, когда были новые вспышки заболевания. За 2022 год темпы экономического роста составили всего 2,3%, в то время как средний показатель за последние 30 лет был где-то 7, 8, 9, а то и более 10%. Поэтому Китай на сегодняшний день по объему ВВП, если брать паритет покупательной способности, обогнал Соединенные Штаты, а если по долларам, то где-то еще года 4-5, когда КНР по курсу доллара к юаню сможет реально обогнать уже и Америку.

– То есть сейчас есть тенденция, когда юань выходит на первые позиции?

– Юань долго выходил, но пока еще нельзя сказать, что выходит на первые позиции. Бизнесмены больше предпочитают работать с долларами и евро. Мало кто сейчас работает с юанем, разве что только дальневосточники. Москва же, например, пока предпочитает больше с долларами и евро работать, хотя есть банки, которые работают с юанями, но их не так много. Люди пока не могут приспособиться и понять, что дальше будет. Пока для народа, во всяком случае в европейской части России, ситуация, что Китай является одним из мировых экономических лидеров, пока непривычна и непонятна. Для китаеведов только все ясно, а обычный предприниматель пока ориентирован на Запад.

– Перейдем к внешней политике. Какие в этой сфере основные вызовы стоят перед Си Цзиньпином?

– Самый главный вызов – это возврат Тайваня. Он является частью КНР. В 1949 году (когда закончилась гражданской войны) Чан Кайши (лидер Гоминьдана с 1925 по 1975 годы. – «МК») бежал на Тайвань. Туда в то время уехало порядка 3 миллионов человек. Причем гоминьдановцы забрали с собой все сокровища из Гугуна (императорского дворца). Сейчас в Тайбэе есть музей Гугун.

После 1895 года (после завершения японо-китайской войны) по Симоносекскому договору Тайвань стал частью Японии, многие жители Тайваня даже уезжали туда учиться. Затем, когда в 1945 году по итогам Второй мировой войны вернули Тайвань гоминьдановскому Китаю, в 1949 году туда бежало 3 миллиона человек, и затем Китай пытался вернуться, но США не давали это сделать. Тем не менее в 1972 году, перед подписанием Шанхайского коммюнике, американцев вынудили признать суверенитет Китая над Тайванем. Потом это же положение о суверенитете было подтверждено в 1979 году, когда США открыли посольство в Пекине.

В настоящее же время политика Америки такова, что они вроде как признают суверенитет Китая над Тайванем, а по факту ведут себя так, что Тайвань является отдельной страной. И если говорить о потенциале военных действий, то они могут начаться ровно тогда, когда Тайвань объявит о своей независимости. Вот тогда начнутся военные действия Китая и Тайваня, за Тайвань будут заступаться Соединенные Штаты. Судя по всему, они вступятся.

– То есть США нужно сейчас быть очень аккуратными и оглядываться, прежде чем что-то предпринять в отношении Тайваня?

– Да, особенно в отношениях с Тайванем нужно быть очень аккуратными. Китай регулярно контролирует там ситуацию. Если вспомнить, то после визита Нэнси Пелоси там организовали военные маневры у острова. Более того, сейчас планировался визит делегации сенаторов от Республиканской партии, который был отложен: решили не обострять ситуацию. Сначала отложили, а потом – у меня ощущение, что вообще отменят этот визит, потому что у Америки и так достаточно много проблем помимо Тайваня.

– Отношения Китая с Россией будут развиваться так же поступательно, как и раньше?

– У Китая с Россией – да. В российско-китайских отношениях сейчас основной документ – это Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 16 июля 2001 года. Этот документ действует в настоящее время. Будет ли что-то более конкретное (например, может, он превратится в союзную помощь или какой-то еще другой документ) – мы посмотрим во время визита Си Цзиньпина в Москву, который планируется либо в марте, либо в апреле.

Си Цзиньпин переизбран на третий срок: официальные фото и кадры присяги Си Цзиньпин во время присяги в Доме народных собраний в Пекине. Цзиньпин был переизбран на третий срок единогласным решением 2952 человек. Фото: Global Look Press Си Цзиньпин и Владимир Путин во время видеоконференции. Фото: Global Look Press Си Цзиньпин и президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов во время встречи в январе. Фото: Global Look Press Президент Ирана Эбрагим Раиси с президентом Китая Си Цзиньпином в Пекине. Фото: Global Look Press Александр Лукашенко и Си Цзиньпин во время встречи в Пекине. Фото: Global Look Press Си Цзиньпин во время совещания, 5 марта. Фото: Global Look Press Си Цзиньпин во время первой сессии 14-го Национального комитета Народной политической консультативной конференции Китая, 6 марта. Фото: Global Look Press Си Цзиньпин во время заседания в Пекине, 8 марта. Фото: Global Look Press Участники третьего пленарного заседания первой сессии ВСНП, 10 марта, Пекин. Фото: Global Look Press Сотрудники несут бюллетени для голосования во время первой сессии ВСНП. Фото: Global Look Press Депутаты ВСНП во время голосования. Фото: Global Look Press Процесс голосования. Фото: Global Look Press Фото: Global Look Press Фото: Global Look Press Почетный караул с Конституцией страны перед присягой Си Цзиньпина. Фото: Global Look Press

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Полина Коноплянко