Найти в Дзене
ЭИСИ - Повестка дня

Постэпидемия в политике. Влияние вируса на мировую арену

Глеб Кузнецов на круглом столе ЭИСИ «Выборы-2023: электоральные традиции России»

Основной политической модой перед COVID была так называемая популистская волна, когда разные несистемные партии, молодые ребята с яркими биографиями выигрывали. Казалось, что мир старых политиков будет свергнут, и мировая политическая мода уйдёт в русло карнавала.

Во-первых, эпидемия ковида принесла, то что что мы имеем сегодня, а имеем мы, имеем тенденции прямо противоположные. Сегодня портрет типичного усредненного кандидата по всему миру развитой демократии - это мужчина старшей возрастной группы.

К примеру, сейчас Эрдоган движется к своему переизбранию. Основной конкурент Эрдогана, “объединенный кандидат” от оппозиции, на 6 лет старше самого Эрдогана, который и сам отнюдь не мальчик. В Австрии новоизбранному президенту тоже 80 лет. Продолжать можно дальше. Запрос на молодость сменился на запрос на консерватизм. Можно добавить, что ряд ярких молодых политиков, вроде Джасинды Ардерн в Новой Зеландии просто ушла в отставку. Не просто в отставку, а скорее даже политической небытие. Вот это молодость и яркость, немножко поблекла в ожидании народной любви и теперь значит консерватизм является доминирующей модой.

Во-вторых, это уже чисто постковидная история, такое новшество, я это называю демократия власть демократов или цитируя Джека Лондона “силой власти, удерживаем власть”. Это эмоциональное давление на публику, такой чисто PR аспект. Оппозицию практически по всему миру обвиняют в неверие в идеалы демократии в терроризме и то что они льют воду на мельницу врагу. Это старая политическая модель, которая была достаточно на Западе спокойной и уважительной осталась в прошлом сейчас очень много оскорблений, эмоций, очень много обвинений. Раньше власть старалась этих оскорблений и обвинений избегать. Теперь она непросто сегодня их не избегает, а наоборот громче всех кричит о том, что политические оппоненты, это не просто люди думающие по-другому — это враги государства.

Вот например на днях Макрон, обвинил невесть, в чём весь миллион человек, который позволил себе, выйти на протестные действия по поводу пенсионной реформы.

В-третьих, одна из таких тоже постковидных новелл. Подбор властью наиболее удобных спарринг-партнеров для того, чтобы либо сохранить власть, либо передать, не какой-то радикальной оппозиции, а понятным ребятам, самый яркий кейс на эту тему.

Например, избирательная кампания Бориса Джонсона в Великобритании, где одной из неофициальных целей избирательной кампании, было непросто победа консерваторов на выборах, а поражение Джереми Корбина, и уход Джереми Корбина с поста лидеров лейбористов, они этого добились. Нынешний Лидер лейбористов Кирк Стармер — воюет с профсоюзами хуже, чем любой из консерваторов, они не выступают настоящими оппонентами, не в смысле экономики и не в смысле политики консервативной партии.

Что касаемо самого Covid - это ещё один пункт, что побеждают те носители умеренной позиции, кто не был ковидо-истериком (В смысле, выступал, значит, за максимально жёсткие ограничения и карантин), с одной стороны и с другой стороны ковидо-скептиком значит не говорил, что там вакцины не работают. Вот сегодня эти люди, эти политические силы которые всегда выступали за адекватность государственной политики вызовов, побеждают практически повсеместно.

Автор, Глеб Кузнецов – политолог, глава экспертного совета ЭИСИ

Самые популярные статьи на канале:

  • Ильхам Алиев: Нагорного Карабаха - нет!
  • «Россия должна проиграть». Смыслы и описания будущего мира от президента Франции
  • Путин. Раскрываем скрытые смыслы послания