Иногда я слышу в народе высказывание: «Счастливая, жизнь будто по накатанной дороге катится…» Но в последнее время, я почему-то всё чаще задаю себе вопрос: а хорошо ли всю жизнь по накатанной дороге? А, может быть, лучше с этой дороги свернуть, некоторое время потрястись по рытвинам и ухабам, чтобы, в конце концов, вырулить на такую дорогу, которая в разы лучше и ровнее той, первой, по которой, вроде бы, ты и двигалась вполне благополучно? Судьба Анны – мой ответ на этот спорный вопрос.
Влюбилась почти безответно
С Анной мы не виделись лет двадцать, иногда, правда, в социальных сетях мелькали её фотографии, то она купается в морских волнах, то спускается на лыжах по какому-то ровному склону. Я радовалась за неё, особо не задумываясь о поворотах в её судьбе. А тут – встреча. И где бы вы думали? На нашем сельском кладбище.
Ничего удивительного в этом нет, её родители покоятся здесь, хотя родом она из заречной деревни, которая теперь уже прекратила своё существование. А тридцать лет назад, когда Анна после окончания педучилища приехала к нам в школу учить уму-разуму наших ребятишек, её родители были ещё живы, у папы была небольшая пасека, и Анна во время летнего отпуска активно ему помогала. Обаятельная, весёлая, очень лёгкая в общении, она быстро освоилась в привычной для неё сельской среде, активно участвовала в самодеятельности, особенно звонко пела частушки. И влюбилась…
Влюбилась почти безответно, потому что паренёк, которому она готова была отдать своё сердце, встречался с её коллегой, девочкой городской, модно одетой, сверхинтеллигентной. Но Анна со своей неукротимой энергией не могла не обратить на себя внимание. И паренёк начал захаживать к ней.
Мы с замиранием сердца ждали, чем же всё это закончится. Анна работала, училась заочно в институте, не меняла отношения к герою своего романа. А он всё метался. Канитель эта продолжалась три года. И однажды посмотреть на избранниц своего сына пришла мать того паренька. Были как раз в деревне масленичные гулянья, молодежь выступала на улице, на открытом кузове грузовика, который служил сценой. И Анна имела неосторожность спеть более чем озорную частушку, упомянув имя своего возлюбленного. Будущей свекрови это страшно не понравилось, и она заняла сторону той, городской. Вскоре они сыграли свадьбу, а Анна уволилась и навсегда уехала из деревни.
Потеряла всё разом
Она уехала в областной город, устроилась в школу, но не в самом городе, а в пригородном посёлке. Её, такую яркую, такую жизнерадостную и активную, не могла не заметить местная молодёжь. А вскоре появился и воздыхатель, красавец брюнет с голубыми глазами. Когда он сделал Анне предложение, она, особо не раздумывая, согласилась, понимая, что ещё одного душевного страдания она просто не перенесёт.
Она окончила успешно институт, с начальных классов перешла на старшие, стала больше зарабатывать, хотя учительская зарплата и в те годы была не зарплата, а слёзы. Но она выруливала за счёт повышенной нагрузки. Муж тоже старался, да немножко подкидывал отец, в семью стал приходить определённый достаток.
Анна родила дочку, от работы мужа им дали небольшую квартирку, которую Анна превратила в уютное гнёздышко. Для души у неё была подруга, с которой вместе учились, и которая помогла ей устроиться в эту школу. Каждый праздник они встречали втроём, подруга была надёжной палочкой-выручалочкой, когда надо было куда-то отлучиться по делам и оставить дочку.
В тот год Анна похоронила мать, отец, оставшись один и потеряв всякий интерес к жизни, запил по-чёрному, из деревни то и дело приходили призывы что-то с ним решать. Анна и сама понимала, что решать надо, но как, и что, придумать не могла. Подошло время качать мёд, и она решилась поехать к отцу и там попробовать уговорить его перебраться поближе к ней. Собираясь в дорогу, она попросила подругу:
- Ты уж огород мой пополивай, хоть изредка, на мужика надеяться нельзя. Да и за ним присмотри, чтобы питался нормально…
- Да не переживай ты, поезжай, конечно, я присмотрю…
И Анна уехала.