Думаю, в этом случае стоит перефразировать известные всем слова Черчилля. В Азербайджане нет антисемитизма, потому что азербайджанцы не считают евреев умнее себя. Но вообще, это очень объемный и серьезный вопрос, на который нельзя ответить в двух словах.
Поэтому давайте расскажем об этом с самого начала.
Азербайджан – страна старая, и непосредственно примыкает к великим цивилизациям Плодородного полумесяца. Поэтому местные жители, как бы они себя не называли в тот или иной момент, всегда были хорошо включены в жизнь Древнего Востока. Неудивительно, что собственная еврейская община здесь появилась очень рано.
Ее основу составили жители Иудейского царства, которые в 586-м году до н.э. были уведены в вавилонский плен и тысячу лет жили в Персии. А когда эта империя в 6-м веке н.э. расширилась на Кавказ, некоторые из них поселились во вновь основанных городах.
В дальнейшем, во времена потрясений и нашествий кочевников, эта группа оказалась изолирована и прожила без особого общения соплеменников полторы тысячи лет. Их стали называть горскими евреями, и они позднее заселили часть Чечни и Дагестана. Так что, азербайджанцы знакомы с этим народом очень давно.
Горские евреи исторически пользовались уважением по всему Кавказу. А в Азербайджане отношение к ним было еще лучше. С одной стороны, они хороши в торговле, и это особо ценят азербайджанцы, как народ с большой коммерческой жилкой. С другой стороны, по менталитету они все-таки кавказцы. И, прямо как в анекдоте, могут выпить бочку вина, удовлетворить десяток женщин и отомстить за брата. Они всегда считались горцами своими людьми, поскольку ничем не отличались от них, кроме религии.
Другой момент касается как раз вопросов веры. Еще пророк Мухаммед в своей заключительной проповеди, сказал, что люди всех национальностей равны. А что касается христиан и иудеев, то о необходимости уважения к ним он напоминал не один раз. Евреи на Кавказе всегда были примерными жителями, а потому находились под защитой исламских заветов.
В 19-м столетии в Азербайджане начали добывать нефть. Со всей Российской империи сюда съехались инженеры, предприниматели и иные специалисты. Среди них было немало евреев-ашкеназов, тех, которые жили в Восточной Европе и говорили на немецком языке.
В отличие от российских властей, которые ввели черту оседлости и проводили политику последовательного антисемитизма, азербайджанцы искренне не понимали, зачем их надо притеснять. И распространили на них такое же теплое отношение, как и на представителей горско-еврейской общины.
Несмотря на то, что отношения между горскими евреями и ашкеназами были не всегда ровными, последние многое сделали для развития экономики и культуры Азербайджана. Многие архитектурные памятники Баку построены и спроектированы еврейскими мастерами. Азербайджанцы это отлично помнят и высоко ценят еврейский вклад в развитие их страны.
В течение 20-го века Баку был очень интернациональный город с крупной еврейской общиной. Помимо местных горских евреев, тут было немало ашкеназов, многие из которых жили в здесь несколько поколений и тоже успели стать местными. Также сюда приехали грузинские евреи, которых привлекли высокий культурный уровень и богатство города. Поэтому у каждого человека из старшего поколения бакинцев был еврейский учитель, еврейский коллега или еврейский друг. Что в лучшую сторону сказывалось на отношении ко всему народу. К сожалению, существенная часть еврейской общины репатриировалась в Израиль во время или после распада СССР. Но кое-кто успех повоевать за Азербайджан в Карабахской войне.
Когда Азербайджан стал независимым государством, израильтяне сделали первый шаг в его сторону и постарались установить тесные экономические и культурные отношения. В первое время это очень помогло молодой стране. Кроме того, в Израиле действует маленькое, но сплоченное «азербайджанское лобби» – горские евреи, которые приехали на историческую родину из этой страны стараются во всем содействовать азербайджанцам.
Вот поэтому в Азербайджане и нет антисемитизма.