Найти тему
История и культура Евразии

Как судно "Вильгельм Густлофф" превратили в апофеоз войны холодным вечером 30 января 1945 года

Оглавление

Германское пассажирское десятипалубное круизное судно «Вильгельм Густлофф» был не просто транспортным средством. Это символ Третьего Рейха. Его парадная картинка.

Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф». Фотография сделана около 1938 года
Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф». Фотография сделана около 1938 года

Спуск на воду

В 1933 году, после прихода к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером создали организацию «Сила через радость». Она входила в профсоюз Немецкий трудовой фронт. Задача "Силы через радость" - организация отдыха немецких трудящихся.

Для того, чтобы немецкие рабочие могли совершать морские круизы на стапелях заложили лайнеры. В том числе "Вильгельм Густлофф".

  • «…предоставить возможность, по воле фюрера, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки.» - Роберт Лей, возглавлявший Германский трудовой фронт.

Спущен на воду 5 мая 1937 года на верфи Гамбурга. Перед самым спуском назвали в честь убитого мелкого нацистского функционера Вильгельма Густлоффа.

  • Вильгельм Густлофф (30 января 1895, Шверин — 4 февраля 1936, Давос) — нацистский партийный лидер, основатель и глава швейцарского отделения НСДАП. Убит студентом еврейского происхождения Давидом Франкфуртером. В нацистской Германии был объявлен мучеником

Круизы

«Вильгельм Густлофф» прошёл ходовые испытания в мае 1938 года. Затем рабочие-отделочники в качестве благодарности поехали в испытательный двухдневный круиз по Северному морю. Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года. Большинство пассажиров были гражданами Австрии, которую двумя месяцами ранее присоединили к Рейху.

В довоенное время 1938-1939 годов лайнер успел совершить 50 рейсов по всему окоему Европы, перевезя 60 тысяч отдыхающих пассажиров. Не только их. На нём также немецкий разведывательный центр Абвера, офицеры которого в штатском вели разведывательную деятельность.

В мае 1939 года лайнер перевёз из Испании в Германию немецких лётчиков, воевавших на стороне Франко в добровольческом легионе "Кондор".

На военной службе

Последний незавершённый круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года.

С началом Второй мировой войны в 1939 году, «Вильгельм Густлофф» передали Кригсмарине (ВМФ Германии). Лайнер переоборудовали в плавающий госпиталь. Корабль перекрасили в белый цвет и обозначили красными крестами, согласно Гаагской конвенции. Первые пациенты появились во время польской кампании в октябре 1939 года. Лечили и раненых поляков.

«Вильгельм Густлофф», переоборудованный в плавающий госпиталь и перекрашенный в соответствии с требованиями международного права по идентификации госпитальных судов. Данциг, лето 1940 года
«Вильгельм Густлофф», переоборудованный в плавающий госпиталь и перекрашенный в соответствии с требованиями международного права по идентификации госпитальных судов. Данциг, лето 1940 года

Вскоре раненых отправили в обычные госпиталя. Судно приписали к Готенхафену (польская Гдыня). Там служил плавучей казармой для школы подводников кригсмарине. Его перекрасили в кмуфляжный цвет, что сделало его боевым вспомогательным судном.

Под конец войны лайнер перевели в Восточную Пруссию. Чтобы вывозить беженцев, раненых, солдат в рамках эвакуационной операции "Ганнибал". В ходе операции вывезли 2 миллиона человек из Восточной Пруссии.

Гибельный рейс

«Вильгельм Густлофф» начал приёмку беженцев 22 января 1945 года в порту Готенхафен в районе Данцига. Это:

  • 918 курсантов младших групп 2-й учебной дивизии подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision)
  • 173 члена экипажа судна
  • 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса
  • 162 тяжелораненых военнослужащих
  • 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей

В 12.30 30 января "Вильгельм Густлофф" вышел из порта. Его сопровождал только один корабль сопровождения. Второй из-за повреждения вернулся в порт. Корабль осветили как будто во время праздника. Может надеялись, что подводные лодки увидят на нём мирные люди.

Но лайнер, с зенитными и палубными орудиями законная военная добыча. И командир советской подводной лодки С-13 Александр Маринеско дал приказ готовиться к торпедной атаке.

Именно тогда, командир корабля Фридрих Петерсен, как будто чувствуя что за ними следят из глубин отдал приказ потушить огни. Уже поздно. С дистанции в 1000 метров, в 21.04 по лайнеру выпустили 4 торпеды. Все, кроме одной, попали. Четвёртая застряла, еле удалось обезвредить.

Александр Иванович Маринеско (2 [15] января 1913 года, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 25 ноября 1963 года, Ленинград, СССР) — советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, во время Великой Отечественной войны командовавший подводными лодками М-96 и С-13 Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР
Александр Иванович Маринеско (2 [15] января 1913 года, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 25 ноября 1963 года, Ленинград, СССР) — советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, во время Великой Отечественной войны командовавший подводными лодками М-96 и С-13 Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР

Корабль тонет, люди бегут на верхнюю палубу, затаптывают слабых. Шлюпки из-за мороза в 18 градусов примёрзли, ими невозможно было воспользоваться. Из 11 тысяч на борту выжило около 2500 человек.