Найти в Дзене
Канобу

«Легенда о Vox Machina» — пример одного из лучших фэнтези последних лет

10 февраля Amazon Prime Video завершил второй сезон «Легенда о Vox Machina» (The Legend of Vox Machina). Проект оказался настолько успешным, что получил продление на третий сезон. И спин-офф про группу приключенцев Mighty Nein. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев выделил несколько причин, почему считает шоу главным фэнтези последних лет.

Экранизация сессий в настольную ролевую игру Dungeons & Dragons

-2

История создания этого сериала очень необычна. Всё началось с простого развлечения. Группа друзей из профессиональных актёров, имеющих опыт в игровой индустрии, привыкла проводить время за настольной ролевой игрой Dungeons & Dragons.

Мэттью Мёрсер - ГМ, актёр Леона Кеннеди в Resident Evil 6; Лиам О’Брайен — плут Вакс’илдан «Вакс» Вессар, актёр Ясуо в League of Legends; Лора Бэйли — следопыт Векс’алия «Векс» Вессар, актриса Эбби в The Last of Us Part 2; Талесин Джаффе — воин Персиваль «Перси» де Роло, актёр Флэша в Injustice 2; Трэвис Уиллингэм — варвар Грог Стронгджо, актёр Тора в Marvel’s Avengers и Fortnite; Сэм Ригел — бард Сканлан Шортхолт, актёр Джейкоба в NieR: Replicant ver.1.22474487139... Мариша Рэй — друид Килет, актриса Маргарет в Persona 4; Эшли Джонсон — клерик Пайк Трикфут, актриса Элли в The Last Of Us от Naughty Dog.

Со временем они начали делиться своим развлечением с помощью стриминга. Постепенно их трансляции стали популярны, чему послужило несколько факторов: актёрские таланты участников, их неплохое знание правил, интересный стиль вождения Мёрсера (он увлекается D&D с детства), а также проработанные персонажи.

Так появилось шоу Critical Role, которое обзавелось не только поклонниками, но и спонсорами. В какой-то момент игроки предложили фанатам поучаствовать в краудфандинговой кампании, а на собранные деньги создать мини-сериал с адаптацией одной из сюжетных арок. По итогу проект разросся настолько, что эта задумка привлекла внимание Amazon. Это позволило адаптировать не просто одну из историй, а рассказать сразу несколько об этом мире и его главных героях.

Стоит отметить, что в сериале многие вещи из D&D были заметно переработаны. Персонажи не используют игровые термины, а их таланты объясняются знаниями и магическим предметами этого мира. Человек, который не знаком с оригинальной настолкой, не почувствует себя потерянным. Сразу видно, что над проектом работали люди, знающие первоисточник и понимающие то, что укладывается в нарратив, а что нет. Ведь в D&D даже смерть персонажа становится с какого-то момента весьма условной. И в Critical Role герои многократно умирали и возвращались к жизни. Создатели понимали, что в шоу это не сработает, поэтому некоторые сцены были кардинально изменены.

Не исключено, что авторы сериала с самого начала не планировали тесно связывать его только с брендом Dungeons & Dragons. Возможно, что они заранее готовились к самостоятельности проекта. Детали «внутренней кухни» неизвестны, но в начале 2023 года в сообществе настольных игр разразился крупный скандал, вызванный желанием компаний Hasbro и Wizards of the Coast (WotC) усилить монетизацию D&D. История объёмная, но если кратко: авторы контента для настольной игры должны были бы платить комиссию за свою работу и помечать её особым способом. А что самое неприятное – их продукция могла бы быть перевыпущена WotC без каких-либо выплат и с закреплением авторских прав за компанией. Сложно сказать, как это отразилось на Critical Role. Но, гипотетически, в зависимости от контрактов и договорённостей, приключения группы Vox Machina могут стать частью какой-нибудь другой настольной ролевой системы в будущем.

Динамичный сюжет с эпичными приключениями

-3

«Легенда о Vox Machina» в первую очередь рассказывает о группе авантюристов (приключенцев - если выражаться обыденно). Поэтому в сериале нет одного главного героя, в повествовании по-своему важен каждый персонаж. Их истории не только тесно связаны друг с другом, они также перекликаются с происходящими событиями. Почти в каждом эпизоде находится время для того, чтобы несколько членов группы могли проявить себя. Герои редко разделяются, а если это и происходит, то это всегда заканчивается не самым лучшим образом.

Все в команде дополняют друг друга. У героев есть сильные и слабые стороны, что приводит к весьма занятым интеракциям. Авторы шоу прекрасно понимают, что персонажи сами по себе не слишком оригинальны, а иногда и вовсе стереотипны. Варвар – сильный и глуповатый, бард – талантливый и похотливый, а плут… Он просто занимает самый тёмный угол в таверне.

Поэтому магия не в самих качествах героев, а в том, как они взаимодействуют и реагируют на происходящее. Сериал любит смаковать сцены, в которых сталкиваются мировоззрения персонажей с окружающей действительностью или представлениями их товарищей.

-4

«Vox Machina» – это очень динамичный сериал, задача которого не погрузить в причудливый мир, а рассказать историю целой группы персонажей. История, которая начинается с простого заказа на убийство дракона, поэтапно разрастается и переходит в рассказ о противостоянии мировой угрозе. Персонажи не просто взяли квест на решение проблем и оказались в гуще событий — они поэтапно разрешают проблемы и сталкиваются с новыми непростыми задачами. Поэтому никогда нет ощущения того, что группа решает чужие проблемы из-за долга, чести или супергеройского кодекса. В повествовании есть личный конфликт, который и толкает приключенцев совершать подвиги.

И эти самые подвиги действительно ощущаются как значимые деяния, потому что в шоу не стесняются демонстрировать колоритных злодеев. Может, они не столь проработаны и харизматичны как главные действующие лица, но они достаточно ярко продемонстрированы. Каждый «плохой парень», даже если это неказистый маг с навыками зачарования, ощущается угрозой. А более могущественные создания вроде драконов оставляют за собой смерть и разрушение, впечатляя своими силами. Бои с такими противниками это не просто очередная стычка, а полноценное испытание. Благодаря этому победа над ними является радостным событием. Ради этого герои боролись, шли на риски и принимали непростые решения, которые окупились.

Уместный юмор

-5

Но мир в «Легенде о Vox Machina» – это не какое-то беспросветно мрачное и жестокое фэнтези, в котором есть только испытания и боль. Сериал старается соблюдать баланс, благодаря чему ему удаётся держать позитивный настрой большую часть времени. Да, герои очень часто оказываются по уши в неприятностях, но такова их работа. Они – группа приключенцев, они должны находить опасные задачи и решать их. При этом персонажи сами прекрасно осознают, в каком положении оказываются, поэтому часто снимают стресс с помощью шуток и саркастичных комментариев.

Что важно – это уместность и правдоподобность реакций героев на происходящие ситуации. Персонажи никогда не выходят из образа и всегда остаются самими собой, что очень подкупает.

В проекте практически нет мета-шуток, в которых погрязли фильмы Marvel или на которых паразитируют «Рик и Морти», «Харли Квинн» и прочие мультфильмы. Сериал смешит не только хорошо прописанными диалогами, половина шуток «Vox Machina» состоит в визуальных гэгах: анатомия героев, например, может изрядно пострадать от происходящего, правда дело не заходит так далеко как в Looney Tunes, где мультяшные существа привыкли постоянно деформироваться на экране. Гиперболизация делает движения гораздо более «весомым» и динамичным. Это же касается и лиц — создатели шоу не стесняются демонстрировать эмоции героев с помощью разных инструментов, даже если это гипертрофированное кривляние.

-6

Например, это отчётливо заметно во втором сезоне с шестой по девятую серию. Варвар Грог нуждается в помощи своих товарищей, так как ему досталось от проклятого предмета. Как именно персонаж справляется с проблемой легко определить по его речи и состоянию тела. Но его анимация и мимика очень сильно приумножены, благодаря чему эмоции Грога передаются намного ярче. И из-за того, насколько они выразительные, бедственное положение персонажа не ощущается абсолютной трагедией, а даже наоборот — вызывает улыбку.

Сэм Ригел, сыгравший барда Сканлана, обладает множеством талантов: он не только актёр озвучки, но и сценарист, режиссёр, продюсер, а также композитор. И последнее оказалось очень важным моментом, так как он записал несколько музыкальных тем для сериала. Ригел не только придумывает песни, но и самостоятельно записывает некоторые партии. За один сезон может прозвучать несколько разножанровых песен, в которых музыкант принял личное участие. Но и это ещё не всё — в практически каждую песню ему удалось вставить свой фирменный юмор. Не все шутки удачные, некоторые даже могут кого-то раздражать (скорее всего те, что отличаются своей пошлостью), но они разряжают обстановку. Ригел не просто отыграл барда, он его «прожил». Иногда кажется, что сериал просто стал для него песочницей, в которой этот талантливый человек смог разыграться.

Приключение в нераскрытом мире

-7

Так как сериал больше про историю персонажей, он очень мало времени уделяет разным аспектам мира. Vox Machina не выстраивает какой-то крупной экспозиции, как, например, делает «Властелин колец: Братство Кольца», где вступление первого фильма посвящено Саурону и важности его кольца. В Vox Machina с этим всё гораздо проще, что понравится не каждому зрителю. Сериал иногда чуть ли не прямым текстом говорит о том, когда какой-либо объект на экране становится значимым для сюжета. Если герои находят магический артефакт, то про связанные с ним события становится известно тут же. И рассказываются они практически всегда через флэшбек. Этот инструмент используется для раскрытия истории персонажей. Лишь пару раз сериал осмеливается раскрыть прошлое не через воспоминание или рассказ, а «откатив время», показав события с нейтральной точки зрения.

Иногда повествование ощущается так, будто авторы шоу раскрывают богатую историю этого мира на ходу — как в сцене из «Тома и Джерри», когда Том ехал на поезде и достраивал рельсы прямо на ходу.

-8

С одной стороны этот подход оправдан, так как сюжет держит темп и чётко сохраняет в поле зрения главных героев. Повествование от начала и до конца насыщенно и интересно. С другой стороны, авторы будто бояться увести взгляд зрителя хотя бы немного в сторону. Как в одном городе уживаются представители разных богов? Какие вообще боги есть? Как этот город вообще возник? Вопросов иногда может возникнуть много, но ответ будет найден лишь на малую их часть. Из-за недосказанности может возникнуть определённое недопонимание. Например, почему власть не захватили маги, если одному из них удалось защитить сразу несколько человек от гибели, на пару мгновений сковать дракона, а в момент опасности телепортировать целую группу существ. И всё это в одной сцене.

Шоу старательно ограждает зрителя от мыслей о происходящем. Проблема не в том, что на экране происходит что-то глупое — всё совсем наоборот! Некоторые элементы оказываются слишком интересными, а потому про них хочется узнать побольше. Учитывая то, что «Vox Machina» является адаптацией многолетнего приключения, которое обросло множеством подробностей, то это решение явно было принято не из-за нехватки материалов.

Победа без борьбы

-9

Несмотря на все сильные и слабые стороны, есть как минимум одна весомая причина, позволяющая считать Легенду о «Vox Machina» одним из лучших фэнтези последних лет. И дело даже не в качестве этого сериала, а в том, что достойных конкурентов попросту не было. Ни «Колесо времени», ни «Властелин колец: кольцо власти», ни «Уиллоу» — всё оказалось в лучшем случае сносным. Про «Ведьмака» от Netflix вообще говорить не хочется, так как сериал про Геральта и его анимационная предыстория сделаны для кого угодно, но не для фанатов. А мультсериал «Принц драконов» окончательно растерял шарм и надежду на интересное развитие.

Объединение Critical Role и Amazon дало неожиданные, но очень плодородные результаты. Тот факт, что сериал уже продлён на третий сезон, а также получит непрямое продолжение про группу Mighty Nein, говорит о многом. Как минимум о том, что компания-заказчик заинтересована в этих проектах. А учитывая большую фанбазу, которая явно растёт из года в год, то «Легенда о Vox Machina» может быть вполне коммерчески успешна. Учитывая, что над этим шоу явно работают талантливые люди, которые стараются делать свою работу хорошо, то авторам сериала остаётся пожелать только дальнейших успехов.

-10

Это же касается и будущего фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Фильм со множеством узнаваемых актёров станет экранизацией D&D, и это… вызывает смешанные чувства. В основе этой истории лежит не готовое приключение, не шоу, а совершенно новый сценарий. Ключевыми персонажами выступит группа абсолютно незнакомых зрителям героев, которых предстоит раскрыть. На то, чтобы показать эпичное приключение и продемонстрировать всех персонажей, у «Vox Machina» ушло двадцать четыре серии, и даже при таких условиях некоторые сюжетные арки только начались. Джеймс Ганн за первую часть «Стражей Галактики» также не смог без проблем и условностей показать объединение разноплановых личностей.

Как авторы «Чести среди воров» собираются справиться с представленной задачей — представить сложно. Но они явно хотят показать новый фэнтезийный мир, который может заинтересовать аудиторию. Крис Пайн, например, уверен в успехе картины и его энтузиазм хочется разделять. Последний трейлер «Подземелий и драконов: Честь среди воров» можно посмотреть тут.