Россия не исключает возможные провокации в отношении Абхазии и Южной Осетии на фоне ситуации в Грузии. О том, что риски есть, в пятницу, 10 марта, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Военные эксперты, в свою очередь, отмечают, что Грузия, памятуя о военном конфликте 2008 года, вряд ли рискнет снова бросить вызов России. Впрочем, это не исключает повторения старых ошибок.
«МК» поговорил с ведущими военными экспертами, которые рассказали, каким военным потенциалом обладает грузинская армия, как вторжение в Абхазию или Южную Осетию сможет сказаться на СВО и чем в таком случае ответит России.
Напомним, что в Грузии уже несколько дней продолжаются акции протеста в связи с рассмотрением законопроекта об иноагентах. Демонстрации сопровождаются столкновениями оппозиции с сотрудниками силовых структур. Многие протестующие на митингах также выступают против России и в поддержку Украины. Во время демонстраций, которые поддерживаются США, уже прозвучали призывы «Сухуми!», обозначая реваншистские настроения митингующих в отношении независимой Абхазии.
По словам военного аналитика, директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова, даже если Грузия снова бросит вызов России, то конфликт продлится недолго.
– Какие меры будет предпринимать Министерство обороны в случае обострения ситуации, сказать сложно, – отметил он. – Но в любом случае есть две хорошие новости. Первая заключается в том, что между нами уже был конфликт, у нас имеются каталоги целей, там все пристреляно, и в случае чего мы сможем по ним отработать с моря, с земли и со стороны Абхазии и Осетии. Нынешней Грузии географически сложно будет навязывать свою волю с помощью оружия.
Вторая хорошая новость – в том, что у нас в любом случае есть как минимум несколько месяцев. Если в Грузии сменится власть, то там сначала начнутся внутренние разборки, прежде чем военным путем будут решаться проблемы Абхазии и Южной Осетии.
По словам Руслана Пухова, Грузия сильно зависит не только от США, но и от Турции. И без разрешения американцев и «молчаливого одобрения турок» Грузия вряд ли дерзнет нападать на соседей.
– Думаю, что Россия сможет проводить параллельную дипломатию с целью удержать Грузию от радикальных шагов, – сказал эксперт. – А вообще, основной расчет Грузия делает на неудачный для нас исход СВО. Они очень надеются в рамках послевоенного урегулирования заставить Россию сдать Южную Осетию и Абхазию. Грузины все-таки ставят на невоенный сценарий для себя. Один раз они уже проиграли, получив по зубам. Повторять свои ошибки они просто побоятся.
Еще один военный эксперт, глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич также считает, что Грузии в 2008 году был преподнесен болезненный урок, который пока не забыт.
– Действующее военно-политическое руководство Грузии, которое помнит итоги войны 2008 года, находясь под беспрецедентным давлением Запада, все же старается избегать прямого столкновения с Россией. Это проявляется в отказе отдать Украине систему ПВО «Бук», а также в нежелании поддерживать прямые антироссийские санкции, выделять свои вооруженные силы для участия в конфликте на Украине. Наемников, которые выезжают туда самостоятельно, мы в расчет не берем.
По словам Андрея Клинцевича, сейчас под прямым руководством Запада в Грузии будут менять политическое руководство.
– Если грузинская власть выдержит и, условно говоря, пойдет по «белорусскому сценарию», то я вижу позитивные шаги в сторону России. Потому что в этом случае им придется на кого-то опереться, и они будут опираться на Россию...
Если американцам удастся провести «майдан» в Грузии и нелегитимным путем сменить руководство страны, тогда мы увидим проявление серьезной русофобии: Грузия присоединится ко всем антироссийским мерам. Не исключено, что Грузия начнет развязывать вооруженный конфликт, связанный с точками, которые легко поджечь, – это Абхазия, Южная Осетия. Штатам это необходимо для того, чтобы создать для России очередную напряженность и вынудить нас снимать какую-то часть военного потенциала и отправлять ее на поддержку происходящих событий. Так что пока все находится в руках грузинской власти.
По словам военного аналитика, грузинская армия не самая маленькая в Европе и способна на локальный конфликт.
– На данный момент в грузинской армии 90 тысяч человек, – сказал он. – Это достаточно серьезно, даже больше, чем в Британии. Самое важное – это сухопутные войска, которые пойдут воевать в случае чего. Сухопутные войска грузинской армии насчитывают 20 тысяч человек. Кроме того, имеется на вооружении 143 танка, 953 единицы бронетехники, а также небольшое количество систем залпового огня и артиллерии.
Скажем так, это армия, которая в состоянии провести одну локальную тактическую операцию – либо в Осетии, либо в Абхазии. Что-то одно – сразу на два этих региона им сил не хватит. Но вторгнуться в один из этих регионов и создать серьезные проблемы, вынудив Россию перебрасывать вооруженные силы, они могут. Опять же нужно понимать, что они будут действовать во взаимодействии с кем-либо, поэтому, если они на это отважатся, возможно, их кто-то усилит.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Дарья Федотова