Любой подшипник рано или поздно выходит из строя. Однако если это случилось раньше заявленного срока, стоит выяснить, по какой причине произошел преждевременный износ.
Преждевременное отслаивание
Напряжение между дорожкой качения подшипника и поверхностью элемента качения приводит к возникновению усталостных трещин, которые со временем увеличиваются и распространяются по всему подшипнику.
Причины:
- чрезмерная нагрузка
- отклонение или смещение вала
- недостаточная параллельность внутреннего и наружного колец
- недостаточная смазка или ее загрязнение
- коррозия, истирание и проч., вызванное попаданием пыли, грязи, инородных частиц
Что делать, чтобы не допустить:
- отрегулировать зазор (как правило, в сторону увеличения)
- отцентровать вал относительно корпуса подшипника
- удалить и не допускать загрязнений
- проверить количество и чистоту смазки, а также ее тип (убедиться, что выбранный тип смазки подходит для конкретных задач)
Заклинивание
Как правило, заклинивание происходит из-за чрезмерного нагрева подшипника. Происходит обесцвечивание, размягчение и расслаивание дорожки качения и элемента качения.
Причины:
- потеря зазора
- превышение допустимых скоростей
- недостаточная смазка или неправильно подобранный тип смазки
Что делать, чтобы не допустить:
- отрегулировать посадку и зазор
- убедиться, что выбранный тип подшипника соответствует выполнению поставленных задач
- обеспечить достаточное количество смазки, подобрав правильный тип смазки
Разрушение
Это трещины и разрывы на внутреннем и/или наружном кольце подшипника или на элементе качения.
Причины:
- посадка с чрезмерным натягом
- седло подшипника имеет больший радиус угла, чем подшипник
- слишком большой зазор во время работы подшипника
- слишком сильная ударная нагрузка
Что делать, чтобы не допустить:
- проверить точность посадки
- сделать радиус угла вала меньше радиуса угла подшипника
- проверить зазор и сделать его оптимальным
- не допускать чрезмерных ударных нагрузок
Бринеллирование (углубление)
Появление небольших вмятин (углублений) на дорожках качения и элементах качения подшипника.
Причины:
- неправильный монтаж (с применением ударных нагрузок)
- повреждение подшипника до начала эксплуатации (например, падение подшипника)
- загрязнение смазки
- чрезмерные нагрузки, приложенные к подшипнику, до начала монтажа
Что делать, чтобы не допустить:
- бережно обращаться с подшипником до начала его эксплуатации
- устанавливать подшипник только на очищенный вал и корпус
- обеспечить достаточное количество смазки, а также не допускать ее загрязнений
Абразивное истирание
Тусклый цвет поверхности сборочного узла, или, напротив, зеркальный блеск говорит о том, что подшипник подвергался абразивному истиранию.
Причины:
- вибрация, приложенная к неподвижному подшипнику (например, во время транспортировки)
- колебания с малой амплитудой
- уменьшение натяга, произошедшее под нагрузкой и как следствие – скольжение во время работы
Что делать, чтобы не допустить:
- обеспечить бережную транспортировку (как вариант – выполнить посадку вала и корпуса во время транспортировки)
- использовать масло для смазки
- увеличить натяг
Образование задиров
Соприкосновение двух металлических поверхностей приводит к образованию на них шероховатостей - задиров.
Причины:
- неправильная или недостаточная смазка
- загрязнение смазки
- отклонение или смещение вала, а также чрезмерная осевая нагрузка
- резкое увеличение скорости во время старта
Что делать, чтобы не допустить:
- обеспечить достаточное количество смазки, а также убедиться в правильном выборе типа смазки
- не допускать загрязнений смазки
- устранить погрешности монтажа
- обеспечить плавное ускорение подшипника после старта