Режиссер Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Падение Олимпа», «Левша») представляет свой новый фильм «Освобождение», бессвязный гибрид клише о рабах времен Гражданской войны и остросюжетного фильма о погонях. Уилл Смит исполняет роль раба по имени Питер со слишком наигранным гаитянским акцентом. Питера отрывают от семьи и заставляют работать на строительстве железной дороги в Миссисипи. Когда его увозят, он кричит из клетки жене и детям, что обязательно вернется. Через приглушенную палитру цвета сепия нам показывают обезглавленные головы чернокожих рабов на кольях, чернокожих рабов, падающих в обморок от истощения, и братские могилы, заполненные телами чернокожих рабов, небрежно брошенными друг на друга.
На это тяжело смотреть, но в этом и вся суть. Правда, Фукуа резко переключается в режим «альфа-самец уходит от погони». Питер и несколько других мужчин прорываются через болото, а безжалостные рабовладельцы, во главе с социопатом в исполении Бена Фостера, идут за ними по пятам. С этого момента и до тех пор, пока он не окажется в безопасном лагере армии Союза, Смит становится настоящим героем боевиков. Он борется с аллигатором. Он лазает по деревьям и рубит осиные гнезда. Он срезает пиявки со своего тела, прижигает раны раскаленными углями и не роняет ни одной слезинки. (Конечно, до тех пор, пока он не воссоединится со своей семьей.) Вместо этого он стискивает зубы и проглатывает свою боль, как настоящий мужчина. Все это имеет очень мало общего с «основанной на реальных событиях» исторической драмой-приманкой для Оскара.
После инцидента с пощечиной на Оскаре в прошлом году Уилла Смита отстранили от премии и других мероприятий академии на десять лет. Более того, несколько студий приостановили проекты с участием Смита, в том числе Netflix и Sony, в чьей разработке находились «Плохие парни 4». В самой непростой ситуации оказалась студия Apple, которая стала главным триумфатором прошедшего Оскара, получив главную награду за фильм «CODA: Ребенок глухих родителей». В планах у студии был еще один потенциально оскароносный проект«Освобождение» о рабе в США, который сбежал из Луизианы и присоединился к войскам северных штатов во время Гражданской войны. Все было бы хорошо, если бы исполнителем главной роли и одним из продюсеров не выступал Уилл Смит.
Как и ожидалось, фильм не был номинирован на премию Оскар, а Уилл Смит не получит очередную статуэтку за исполнение главной роли в фильме. Хотя даже без знаменитой пощечины, «Освобождение» не тянет на фильм, который принес бы Смиту очередную награду. В отличие от сложного персонажа Ричарда Уильямса, которого Смит сыграл в «Короле Ричарде» Рейнальдо Маркуса Грина, «Освобождение» не дало Смиту персонажа, достойного Оскара. Питер плоский и одномерный. Все, что мы знаем о нем, это то, что он человек веры, который яростно предан своей семье. На протяжении двухчасового фильма мы ничего больше не узнаем о Питере, кроме его сверхчеловеческой способности выживать.
Жаль, что реальная история, вдохновившая студию на создание фильма, потерялась где-то между строк. Это несомненно захватывающая глава американской истории, достойная того, чтобы снять фильм гораздо лучше, чем этот.