Ещё во времена СССР Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения часто предпочитало взять курс на модернизацию уже выпускающихся моделей, предпочитая не вкладывать ресурсы в перспективные разработки.
К середине 90-х стало очевидно, что это был тупиковый и совершенно глупый путь развития: устаревшие отечественные автомобили просто не могли конкурировать с иномарками.
Это стали понимать все, в том числе и сами заводы. Поэтому в годы сложнейшей экономической обстановки они пытались с нуля разработать современную модель, не уступающую зарубежным аналогам.
АЗЛК, как и другие отечественные заводы, после распада Советского Союза пытался выживать, но находил время на новые разработки.
В одной из прошлых статей из музея «Мечта Москвича» на ВДНХ я уже рассказывал про перспективный проект «2143», созданный в середине 90-х годов:
Совершенно очевидно, что это был не единственный проект перспективного автомобиля. Было нечто и совсем безумное, учитывая в каком тяжёлом экономическом положении был АЗЛК к концу 90-х.
Так, к концу 90-х Р.С. Асатрян — генеральный директор акционерного общества «Москвич»— уже совсем слетел с катушек. Он решил, что модельному ряду умирающего АЗЛК не хватает... автомобиля высшего класса, вроде Peugeot 605.
И это в то время, когда люди в стране не могли позволить себе еду и одежду.
Уверен, что в то время поведение Асатряна у многих на заводе вызывало вопросы, но он, вероятно, был очень убедителен перед акционерами.
В итоге в 1998 году появился проект большого автомобиля, макет которого подготовил Лев Георгиевич Самохин и его команда.
Какое-либо утвержденное техзадание на разработку отсутствовало — по сути, все ограничивалось составленным непосредственно Самохиным планом работ, по которому он и действовал.
Peugeot 605 не просто взяли в качестве прообраза, а использовали как основу: от французского седана планировали взять силовой каркас кузова.
Был подготовлен макет в масштабе 1:4. Он не имел своего названия, но на номерных знаках можно было прочесть «ЛГС-1998». Буквы обозначали инициалы Самохина, а цифры — год создания макета.
Проект отличался покатой передней частью с раскосыми фарами и «улыбающейся» решёткой радиатора, атлетичными колёсными арками и динамичной поясной линией.
Интересным дизайнерским решением было практически вертикальное панорамное заднее окно.
Стилистически это решение напоминало Renault Vel Satis, который появился, кстати, только в 2001 году.
Крышка багажника в сочетании с формой задних фонарей, в свою очередь, была похожа на BMW 7-серии поколения E65 (он тоже появился в начале 2000 годов).
После предварительного утверждения было решено продолжить над ним работы и подготовить макет в натуральную величину. Проект получил название X1. Но это уже другая история.