Найти тему
Время Новостей

Борьба с контрафактом: маркетплейсы обяжут проверять товары до начала продаж

Оглавление

Покупатели товаров на маркетплейсах постоянно жалуются на обилие подделок. Роспотребнадзор обсуждает меры, которые помогут сократить объем контрафакта. Маркетплейсы могут обязать проверять продавцов и оригинальность товаров. Для этого предлагают использовать систему маркировки «Честный знак».

Беспорядок контроля

Общественный совет при Роспотребнадзоре обсуждает новые требования к маркетплейсам. Площадки хотят обязать контролировать продавцов и проверять подлинность товаров. Это можно делать с помощью государственных автоматизированных систем, например «Честного знака».

Жалобы на обилие подделок на маркетплейсах поступают регулярно. Чаще всего партнеры площадок продают на них контрафактную парфюмерию, одежду и обувь. Как написала газета «Известия», в начале года доля нелегальных продавцов обуви на Wildberries достигла 47%, духов — 66%, а воды — 58%. Ozon и «Яндекс. Маркет» тщательнее проверяют продавцов. На этих площадках доля торговцев-нелегалов составляет 8-13% и 4-7% соответственно.

Люди также жалуются на то, что онлайн-площадки нарушают порядок рассмотрения жалоб, не всегда размещают достоверную и исчерпывающую информацию о товарах и так далее. Роспотребнадзор может ужесточить требования к маркетплейсам, чтобы решить проблему.

-2

Фото: Dylan Gillis/Unsplash

Последствия успеха

Рост популярности онлайн-торговли создает новые риски, рассказал член Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. Это в том числе увеличение объемов контрафактной, контрабандной и поддельной продукции.

Во многих случаях речь идет об очевидных нарушениях, которые не требуют контрольных закупок и экспертиз. Например, на товаре нет информации или она недостоверна, бывают случаи, когда продукция содержит запрещенные компоненты и многое другое. Агрегаторы могут отсеивать таких поставщиков и изделия.

Олег Павловчлен Общественного совета при Роспотребнадзоре

Подделки появляются еще и на фоне ухода западных брендов из России, которые раньше сами отслеживали продажи фейков. Теперь эти проверки не проводятся, но ведь интерес покупателей к брендовой продукции сохраняется.

По мнению Павлова, исправить ситуацию можно, если маркетплейсы будут проверять продавцов по государственным информсистемам: ЕГРИП, ЕГРЮЛ и другим. В Минпромторге согласились, что маркировка позволит «обелить» рынок.

«Система маркировки товаров — один из наиболее эффективных инструментов противодействия незаконному обороту промышленной продукции», — сказали в ведомстве.

-3

Фото: Lucrezia Carnelos/Unsplash

В общих интересах

Председатель Национального союз защиты прав потребителей Павел Шапкин сказал «Ямал-Медиа», что контрафакт подпадает под уголовную ответственность. Получается, что маркетплейсы, занимаясь продажей подделок, являются соучастниками преступлений. Так что прозрачность продаж — в их же интересах.

Я не верю, что в условиях моратория на проверки бизнеса Роспотребнадзор будет что-то эффективно делать. Это все разговоры. Наверное, нужно надеяться не на надзорные органы, а на сами маркетплейсы. Контроль со стороны площадок будет более эффективен.

Павел Шапкинпредседатель Национального союза защиты прав потребителей

Шапкин выразил мнение, что нет необходимости маркировать все товары, но по ряду категорий контроль действительно необходим.

«Под видом БАДов на маркетплейсах продаются рецептурные препараты, сушеные мухоморы, например», — напомнил Шапкин.

Он отметил, что в законе о торговле необходимо зафиксировать статус маркетплейсов. Пока непонятно, что это: оптовая торговля, розничная или курьерские услуги. Определение статуса онлайн-площадок позволит исключить двусмысленность и возможность ухода от ответственности за продажу или доставку запрещенных товаров.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».