Впервые опубликовано на сайте "Вестник Кавказа"
Грузинский парламент провалил во втором чтении закон об иноагентах. 1 депутат проголосовал за законопроект, против него выступили 35 парламентариев.
Законопроект "О прозрачности иностранного влияния" провалили грузинские депутаты во втором чтении в парламенте. Против законопроекта проголосовали 35 парламентариев, за – 1 депутат, а 58 – воздержались.
Голосование было техническим, без предваряющих дебатов, заседание завершилось в течение четверти часа.
Помимо этого общественное движение "Сила народа", являющаяся инициатором второго законопроекта "О регистрации иноагентов", отозвала его из грузинского парламента.
Глава "Грузинской мечты" Ираклий Кобахидзе в речи для СМИ заявил, что даже в проваленном статусе законопроекты помогли властям поднять тему негативного иностранного влияния на Грузию, осуществляемого через НПО, и выразил благодарность тем, кто голосовал "за" на первом чтении.
Он заявил, что население увидело, как НПО занимаются антигосударственной активностью, и подчеркнул, что роль иноагента не приносит гражданину или организации никаких выгод. Также Кобахидзе сообщил, что беспорядки, вызванные принятием первого законопроекта в первом чтении, обнажили силовые, незаконные инструменты "Единого национального движения" Михаила Саакашвили, с помощью которых партия намеревалась забрать власть у "Мечты".
Зачем Грузии закон об иноагентах?
Эксперт Российского совета по международным делам, политолог Алексей Наумов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, как у властей Грузии возникла необходимость взять под контроль деструктивную деятельность НПО, финансируемых и управляемых из-за рубежа, однако из-за внешнего давления они не смогли довести этот процесс до конца.
"Подсвечивание иностранного финансирования НПО – это сложная тема, над решением которой сейчас борются власти многих стран. Ни для кого не секрет, что внешние игроки могут оказывать влияние на внутреннюю политику суверенного государства через СМИ и неправительственные организации, ими спонсируемые. Если государственные институты не очень крепки и власти часто подвергаются организованным протестам, бунтам и переворотам, то действующие с помощью иностранного финансирования СМИ и НПО могут, по сути, оказаться более влиятельными, чем правительство", - прежде всего отметил он.
"В эти дни в Грузии мы увидели именно такую ситуацию. Оба законопроекта совершенно несправедливо получили название "российских", тем более что один из них был скопирован с американского FARA в смягченном варианте. У правительства Грузии не хватило сил, чтобы провести четко ориентированную на национальные интересы политику в его собственном понимании. Оказались сильнее те организации – СМИ и НПО – которые вывели своих сторонников на улицы и смогли добиться, чтобы большое число других граждан вышли протестовать, поверив, что речь о "российском" законе", - обратил внимание Алексей Наумов.
"Власти Грузии хотели вернуть свою страну себе. Использовать закон об иностранных агентах для политических преследований плохо, но подсвечивание иностранного финансирования вполне логично. Такой закон действует и в США, и в Венгрии. Однако силы оказались неравны и не в пользу официального Тбилиси. Возможно, нужно было принимать этот закон раньше. Возможно, теперь властям придется смириться с тем, что он никогда не будет принят, и внешние игроки будут оказывать значительное влияние на грузинскую политику и впредь. Пока что у правительства Грузии точно нет возможности, не оглядываясь на протесты, делать то, на что его уполномочили избиратели", - подчеркнул эксперт РСМД.
Как Запад отменил закон об иноагентах в Грузии?
Реакция Запада на попытку властей Грузии взять под контроль агентов иностранного влияния по американской модели была ожидаемой: что позволено Вашингтону, то не позволено Тбилиси.
"Все дело в двойных стандартах у наших западных партнеров. Им не подошел даже мягкий вариант американского закона. Страны постсоветского пространства являются сейчас ареной не то, чтобы противостояния, но попыток внедрения западного влияния: Запад стремится заручиться их поддержкой против России, и в случае Грузии он напирает на то, что законопроекты якобы "российские" или похожие на российский закон, что неправда, а за счет этого пытается реализовать свои интересы за счет интересов граждан Грузии", - добавил Алексей Наумов.
"Все понимают, что от принятия такого закона в Грузии пострадает влияние тех стран, которые финансируют НПО и СМИ в Грузии, а это западные страны, не Россия. Грузия, при всем уважении к грузинскому народу, действительно наводнена СМИ и НПО, которые спонсируются из-за рубежа. Запад не хочет терять влияние в Грузии, а потом он и использовал все рычаги, чтобы закон был отменен. Говорить тут о каких-то единых политических стандартах не приходится", - заключил политолог.