Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики моего канала! Приношу извинения за своё длительное отсутствие. Я бы с радостью обошёлся без этой паузы, но здоровье человека – такая штука, что может выкинуть не слишком приятный фортель в любой момент. Не буду растекаться мыслью по древу, рассказывая о том, что произошло. Скажу лишь, что постепенно восстанавливаюсь и, насколько мне хватит имеющихся сил, продолжу писать свои опусы.
Начну вот с какой темы. Всё больше автовладельцев на личном опыте убеждаются в том, что в сложившейся ситуации жителям Российской Федерации всё сложнее становится содержать свои автомобили. С течением времени введённые против нашей страны санкции набирают свою эффективность. Всё больше серьёзных производителей техники и расходных материалов уходят с нашего рынка. И это весьма прискорбно.
На этом месте я уже предвижу возмущённые возгласы тех, кто верит в отечественных производителей и обещанный руководством РФ параллельный импорт. Конечно, можно продолжать верить в сказки. Но давайте поразмышляем, как обстоят дела в реальности.
Начнём с отечественного автопрома. Точнее, с его практически полного отсутствия. Историю с так называемым возрождением «Москвича» даже обсуждать не хочу. Позорище. Но ведь есть, вроде бы как, в России АвтоВАЗ, УАЗ, КАМАЗ… Но вот надолго ли их хватит? Ведь в реальности отечественные предприятия, на данный момент, не в состоянии самостоятельно производить:
- Качественную листовую сталь, подходящую для изготовления кузовов.
- Топливную аппаратуру – насосы низкого и высокого давления, форсунки, контролирующую автоматику.
- Электронные компоненты, начиная с простейших датчиков и заканчивая подушками безопасности.
Это то, что лежит на поверхности, и без чего изготавливать современные автомобили невозможно. Но, возможно, ситуацию удастся исправить с помощью обещанного параллельного импорта?
Спускаемся с небес на землю
На самом деле всё очевиднее становится, что параллельный импорт – не более чем миф, придуманный в качестве успокоительной терапии для граждан. Постепенно лица, ответственные за исполнение антироссийских санкций, вычисляют обходные пути поставки в РФ санкционных товаров, и перекрывают обнаруженные каналы. Иностранные поставщики, и так не проявлявшие большого энтузиазма в плане сотрудничества, прекращают поставки, не собираясь рисковать своим бизнесом ради российского потребителя. Ручеёк качественных запчастей и расходных материалов становится всё тоньше и его живительной влаги уже не хватает на всех желающих.
Кто-то скажет, что друзья-китайцы поставят нам всё необходимое. Конечно, можно продолжать верить и в это, но:
- Поставки комплектующих, выпускаемых по лицензии партнёров из Европы, США и Японии вроде бы дружественный нам Китай постепенно свёртывает. Оно и понятно, зачем КНР ссорится со странами, товарооборот с которыми на порядок больше, чем товарооборот с Россией.
- Качество комплектующих собственно китайского изготовления, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Бывалые автовладельцы знают, что установка на авто турбин, форсунок, датчиков, подшипников китайского производства чаще всего оборачивается выброшенными на ветер деньгами.
Так что, никаких радужных перспектив в этом направлении не наблюдается. Реальной возможности обеспечить российские автопредприятия необходимыми для сборки авто компонентов нет. Но это только одна половина апельсина…
Автомобиль без обслуживания и ремонта – как птица без крыльев
Вторая половина апельсина – проблемы с техническим обслуживанием как уже имеющейся, так и поставляемой на рынок техники. Ведь основу коммерческого успеха автомобиля любой марки составляет не только надёжность продукции, но и развитая система техобслуживания. Это уже давно доказано на практике. К примеру, легендарный Volkswagen Kafer (пресловутый жук) стал популярен именно благодаря тому, что немецкая компания активно развивала сеть сервисных центров в разных странах. Не секрет, что Renault 4CV, выпускавшийся с 1947 по 1961 год, во многом превосходил немецкого конкурента, а стоил при этом столько же. Но отсутствие доступного и хорошо налаженного обслуживания плохо отражалось на имидже французской модели. Как следствие, Жук был выпущен в количестве более 20 млн. экземпляров, я тираж 4CV лишь немного превысил один миллион.
Что мы имеем в чистом остатке? Сервисы, ранее имеющие статус официальных дилеров, оказались в патовой ситуации. Ранее они получали непосредственно от производителей оригинальные запчасти по относительно доступным ценам. Теперь они этой возможности лишены. Но и это ещё не всё. В Россию прекращены поставки серьёзного диагностического оборудования. Речь идёт не о карманных автосканерах, а о стендах, необходимых для ремонта топливной аппаратуры, проверки тормозных систем, динамометрических комплексах. Основные предприятия, занимающиеся разработкой и производством подобного оснащения, находятся не в Китае, а в Европе и США. А специалистов, способных диагностировать и ремонтировать авто, обходясь минимумом подручных средств, не так уж и много. И в сложившейся ситуации они предпочитают не горбатиться на чужого дядю, а уходить на вольные хлеба.
Всё это означает, что для автовладельца визит на крупную СТО с высокими расценками теряет всяческий смысл. Обслуживание и ремонт авто, как в былые времена, постепенно возвращается в гаражи и небольшие мастерские. Но и это не решает проблем.
Не помажешь – не поедешь
На российском рынке всё острее ощущается дефицит качественных смазочных материалов. Смешно смотреть, как по телевизору и в сети какие-то мутные личности, надувая щёки, рассказывают о якобы вполне достойных моторных и трансмиссионных маслах отечественного производства. Откуда взяться этим маслам?! Хорошо, предположим, что отечественная нефтянка в состоянии родить приличную базу для производства лубрикантов. Но чтобы превратить эту базу в приличный конечный продукт, необходимы присадки, которые выпускают всего четыре фирмы во всём мире (три – из США, одна – из Великобритании). И ни одна из этих фирм, в соответствии с нормами введённых санкций, эти присадки в РФ более не поставляет.
Ещё смешнее видеть, как те же мутные личности демонстрируют якобы ранее неизвестные российскому потребителю, но, как они утверждают, вполне качественные европейские смазки, упакованные в железные канистры. Дело в том, что в ЕС упаковка моторных и трансмиссионных масел в жестяные ёмкости уже лет двадцать как запрещена на законодательном уровне.
Если бы всё это касалось только частного автопарка, ситуация была бы не столь трагичной. Но она распространяется на профессиональных перевозчиков, занимающихся доставкой людей и грузов по всей стране. Как следствие, происходит серьёзное удорожание товаров и снижается безопасность пассажирских перевозок.
Бесперспективные перспективы
А что же те, кто должен принимать меры по приведению возникшей ситуации в норму? Куда смотрят депутаты? Не видеть происходящее эти, так сказать, народные избранники, не в состоянии. Но и изменить её они не в силах. В недрах государственного аппарата родилась мысль о том, что если страна не в состоянии производить комплектующие для ремонта импортной техники, то следует наладить восстановление деталей. Увы, эта идея – такая же пустышка, как и многие другие идеи, рождаемые депутатским корпусом. Почему – об этом я расскажу в следующем материале. А пока – оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал, если мои соображения оказались вам не безразличны.