Предисловие от автора канала …
Ложка дегтя... от главного регистратора Государственной книги племенных лошадей русской рысистой породы, старшего научного сотрудника ФГБНУ "ВНИИ Коневодства" Михаила Игоревича Стародумова в "бочке" позитива (рекорды, награждения, победы...) в ленте "Рысаков России".
Данная информация была озвучена на Втором Всероссийском семинаре по рысистому делу "Профи-Трот", который состоялся 24 и 25 февраля в Тамбове. "Рысаки России" посчитали нужным "вытащить" этот фрагмент из онлайн-трансляции мероприятия. Согласитесь, есть над чем задуматься...
P.S. Текст "без купюр".
***
О резвостях, рекордах, результатах...
Динамика резвости призовых рысистых пород. Это русская рысистая, французская рысистая, американская рысистая породы, разводимые на территории Российской Федерации. Все-таки резвость, как ни крути, как ни верти, для этих пород у нас основной признак. Динамика дивная, динамика классная, динамика положительная, динамика отрадная. И вроде бы есть повод этому радоваться. Большинство из вас, все-таки непосредственные практики с ипподромов. Помните, когда появление лошади класса 2.05 – это было событие, это были штучные результаты. Имена, клички - знала вся страна своих героев, а сегодня это 28 процентов. То есть гарантированно каждая четвертая лошадь у нас, добежавшая до возраста старше 3-х лет, в этот класс заходить заходит. Здорово, здорово, отрадно, прекрасно. Если, когда за результат 2.04 давали «Героя соцтруда» в трехлетнем возрасте, то сегодня с такими секундами вы в розыгрыш больших традиционных призов попасть - не попадете. Лошадей класса 2.10 у нас действительно на уровне половины. 2.07,7 - средняя резвость испытанных лошадей, причем это сугубая средняя арифметическая с учетом таких аутсайдеров, как, например, ипподром «Вельский», где с такими результатами «Дерби» разыгрывают. Отлично все, казалось бы, живи, развивайся, двигайся дальше.
В отношении регистрации рекордов всероссийского уровня у нас замечательная динамика. Некоторые рекорды пообновлялись у нас до 11 раз на протяжении двух вот этих десятилетий. 185 рекордов за последние два десятилетия у нас в стране. Обновиться - обновилось. 185 раз я эти радостные бумажки писал. Никогда от этого уставать - не уставал. Наоборот, все должно быть на позитиве. Казалось бы, живи, развивайся, получай от этого удовольствие.
А на самом деле, дела-то у нас хуже и хуже год от года. Вроде бы результаты есть, а со временем их будет меньше и меньше. Вот грустный момент, от которого следует плясать. Вот на всю огромную страну – от Калининграда до Владивостока, на всю нашу славную страну по 2020 году зарегистрировано 744 рожденных жеребенка. Это копейки, это ерунда, это ни о чем, причем динамика неуклонно катится вниз. С 10-го года, смотрите, падение, например, за десятилетие составило порядка 30 процентов.
У орловцев динамика другая. Все помнят наши славные посылы, все помнят замечательные лозунги о сохранении орловской рысистой породы - нашей гордости, нашего благополучия. Они сыграли. Вот именно эти посылы, причем именно на национальном чувстве, свой положительный эффект обрели. Три замечательные женщины, кому мы этим обязаны, - это Гаяна Александровна Рождественская, Галина Владимировна Калинкина и Татьяна Владимировна Моисеева, которые с конца 80-х били, били, били в одну точку. А у нас падение, расформирование. Что такое было вообще отечественное коневодство за последние годы советской власти? Это было два с половиной десятка узко специализируемых хозяйств, конных заводов, на которых, собственно говоря, это все держаться и держалось. 1736 кобыл. Вот я пришел на работу… А еще были конные заводы Украины и Белоруссии. Отлично помню, я 72-го года рождения, первая составленная мною учетная таблица - 1972 кобылы у нас было на регистрации. Потом покатились, покатились, покатились в обратную сторону. Каждое десятилетие падение за падением. На глазах у нас закрывались наши монстры, наши лидеры, причем, что самое главное, что они уходили так из жизни, эти хозяйства, скажем так, абсолютно в независимости от достигнутых результатов на своих дорожках. От того поголовья, которое было 30 лет тому назад, у нас падение составило больше чем в три раза – от 1700 голов и 505, это маточного состава по бывшим конным заводам.
О конных заводах и племрепродукторах...
Напоминаю, 25 хозяйств было у нас в последние годы советской власти, которые значились, как племенные конные заводы по разведению лошадей призовых рысистых пород. Общая динамика, чистая статистика вот - вроде бы та же самая. Это выписка из реестра племпредприятий, зарегистрированных Министерством сельского хозяйства на сегодняшний момент. Племенные хозяйства при сегодняшней жизни у нас делятся на две категории – конные заводы и племенные репродукторы. Разница между ними на сегодняшний момент по количеству зарегистрированных и учтенных племматок. Для конного завода - это 30 голов, для племрепродуктора до настоящего момента - 20. Вроде бы здорово, вроде бы красиво, но вот из числа перечисленных племрепродукторов по списку у нас фигурирует «Оханская подкова», по списку фигурирует Чикский конный завод - на бумагах они числятся, а на деле их нет. Ну вот и получается, что из всего поголовья, рожденного по племхозяйствам, у нас 700 с небольшим конематок. Это те 700 лошадей, которых у нас воспринимает Министерство сельского хозяйства в своих учетах. Это те 700 голов, которые имеют право у нас производить племенной молодняк, который даже, по большому счету, к июлю имеет право доходить до ипподрома. Общая цифра больше, больше почти в три раза – это 1900. Так что 1200 кобыл у нас в стране фактически «вне закона», они зарегистрированы системой централизованной племенного учета, они проходят через систему государственной племенной книги, но официальные власти в лице того же Департамента племенного дела и животноводства их не видят. Итак, племенных хозяйств у нас 18. Теоретически еще с десяток бы подобных хозяйств могли войти в это число. Это хозяйства, у кого маточный состав превышал 20 голов. Самое удивительное, что в число этих хозяйств входят наши лидеры. Это хозяйство Виталия Чалова, Мордовия, это хозяйство Панченко Василия Яковлевича в Подмосковье, это «Троицкое». А они туда не идут, а им, по большому счету, это не надо, потому что, по-русски говоря, проблем будет больше, чем каких-то определенных дивидендов.
Вот вы помните те 1900 кобыл, которые у нас тут мелькнули, вот те самые 744 жеребенка, которые у нас народились, а вот самая страшная динамика, которая из всего этого идет. Количество тех лошадей, которые получили паспорта, которые прошли всю систему регистрации. Что это за лошади? Какие это лошади? Теоретически это те лошади, чьи коневладельцы ну хотя бы в мыслях своих мечтают о каких-то ипподромах, о каких-то участиях, о каких-то бегах, о каких-то призах. Вот буквально на первом же этапе порядка 20 процентов от общего поголовья у нас теряется. Что это за хозяйства? Тот же Псковский конный завод, который на бумагах у нас есть, у которого 55 конематок, это Вологодский конный завод со своими 20 кобылами. 20 процентов от того крошечного количества рожденных жеребят у нас уже теряется. Следующая огромная потеря у нас в сотнях исчисляется – это количество тех жеребят, которые у нас доходят у нас до ипподрома. Вот по двухлетнему возрасту вот вам цифры. Из ставки 2020 года (744 жер. – прим.) до ипподромов дошло всего 430 голов. Если посмотреть динамику прошлых 5 лет, эта цифра упадет еще в четыре раза. Вот по примеру 16-го года у нас до старшего возраста доходит порядка сотни голов. Сотни голов на всю страну по старшему возрасту. Это как раз те лошади, которые должны крутить тот тотализатор, на который все уповают, который якобы поднимет все наше славное коневодство. Не я, наверное, один этот нюанс вижу. Начались на протяжении двух последних лет сильные дебаты о необходимости государства помочь отечественному производителю в коневодстве, в рысистом деле, в рысистом направлении. Пошли довольно своим образным путем, под крики ряда инициативной группы сократили необходимое минимальное количество для поголовья племенного репродуктора.
Если на настоящий момент минимальное количество для племрепродуктора 20 голов, то с марта месяца этого года этот показатель упадет до пяти. Якобы это должно всколыхнуть жизнь нашего коннозаводства, якобы у нас должно повалить целое количество новых заводчиков – лично я в это не верю. Причем мало того, что будет, на мой взгляд, эффект отрицательный. Наверное, пару страниц назад, была табличка с перечнем племенных репродукторов с их поголовьем, некоторые из них зависли на уровне 20. Почему 20? Потому что это самый край для их регистрации. Это не потому, что у них 20 голов, не потому, что у них 20 денников, не потому, что они только 20 кобыл могут прокормить. Ряд хозяйств все-таки держится в какой-то мере за свой статус. Держат этот минимум, чтобы статус не потерять, чтобы не вызвать косых взглядов, чтобы не получить каких-то нареканий. Сейчас этой страшной барьерной для них таблицы нет, нет вот этого, как кому-то казалось, завышенного требования. Они, по-моему, с легкостью, с радостью тут же свое поголовье племенное уполовинят. Что такое пять голов? Но, на мой взгляд, это просто даже звучит как-то некрасиво, несолидно. Что это за хозяйство… Может я еще вырос на тех конных заводах, которые от 50 кобыл гордо выводить - выводили по весне на пастбище. Мне это больше напоминает… Как получилось так… Ехал я в гости, мне в качестве «изюминки» сказали, что едем мы к такой интересной девушке. У нее племенной репродуктор по разведению каких-то кошек. Я почему-то это воспринимал, что это будет что-то вроде зверофермы. Мне только было интересно, эти коты будут ходить в огромных вольерах, как в зоопарке, или они будут сидеть в клетках, как кролики? Я поехал чисто не от девушки, мне интересно было посмотреть на племрепродуктор по котам. В итоге оказалось, что весь ее репродуктор помещался аккуратно под ванной. Я вот боюсь, что что-то нечто подобное выйдет у нас и с коневодством. То есть, казалось бы, этот красивый посыл до добра не доведет.
Подразумевалось, что обретение статуса новых хозяйств простимулирует владельцев этих хозяйств в качестве возможности получения племенных дотаций. Племенные дотации предусмотрены министерством сельского хозяйства в качестве той квоты, которая хозяйство еще должно получить, составляет, по-моему, 2,5 раза от квоты на племенную корову. То есть по регионам минимальная ставка должна составлять порядка, по-моему, 14-15 тысяч на одну конематку. 14-15 тысяч, по большому счету, ни о чем. Это те деньги, которые в лучшем случае затратятся на проведение племенного обслуживания, причем их еще нужно получить, потому что это деньги негарантированные. Итоговое решение о выдаче каких-то дотаций и субсидий на себя принимает непосредственно краевое руководство сельского хозяйства, а дальше начинают от личных амбиции и личных знакомств руководителя хозяйства. Ну и заканчивая, наверное, от того вида, как это хозяйство региональные власти воспринимают. Я очень близко общаюсь с Прилепским конным заводом в Туле. Три года тому назад они радовались, гордились, они восстановили статус племенного конного завода, стали снова гордо ставить «толкушки» «племенной конный завод» на свои печати. Вот через два года статус у них закончится, а за минувшие три года они еще не получили ни копейки. Так что, по-моему, в какой-то мере эта «овчинка» выделки не стоит. Если вы собрались заниматься призовым рысаком, если вы собрались выходить на ипподромы, если вы собираетесь его покорять, и, если те 75 тысяч, которые вы в идеале получите на свои 5 кобыл, - это для вас краеугольный угол, значит, наверное, лучше коневодством не заниматься. Все время говорили, «импорт нам поможет», «импорт нас вытащит» – тоже ничего не получится. Вот динамика за последние 10 лет… Видим падение более, чем в два раза. И я не думаю, тем более в сегодняшних обстоятельствах, что что-то у нас грандиозное изменится. Мои прогнозы на будущее отнюдь неутешительные. По большому счету, если с орловским рысаком динамика положительная, есть действительно хорошие тенденции, в отношении призового направления все у нас хуже. Я по жизни пессимист, я вижу, что действительно ситуация будет еще плачевней. Может быть, может быть тот, кто именно выживет, именно тот, кто перетерпит, в какой-то мере будет потом эксклюзивным производителем лошадей призовых рысистых пород на территории Российской Федерации. Пока, к сожалению, это не получается.
Источник: онлайн-трансляция Второго Всероссийского семинара по рысистому делу «ПРОФИ-ТРОТ».
Фото: Е. Бронникова.
!! Копирование материалов допускается только с использованием гиперссылки на канал «Рысаки России».
#рысакироссии #рысаки #рысачьедело #рысистаяотрасльроссии #разведениерысаков #ипподромыроссии #конныйзавод #орловскийрысак #бега #ипподром #trotters #профитрот #семинарпрофитрот #тамбовскийипподром #вниик #институтконеводства #стародумов