10 марта все геймеры планеты заказывают пиццу в честь главной мировой звезды видеоигр — сантехника Марио. Родившийся в Японии итальянец прошел долгий путь от безымянного персонажа по кличке «Прыгун», спасавшего подружку от гигантской гориллы (да-да, Донки Конга), до общепризнанной иконы поп-культуры. В процессе становления он приобрел имя и зелено-бело-красный паспорт, переквалифицировался из плотника в водопроводчика, обзавелся долговязым (и не очень сообразительным) братом, а также стал участником бессчетного количества игр, причем не только виртуальных (чего стоит, например, специализированный выпуск «Монополии»). Ну, а уж сочетание синего с красным в одежде настолько узнаваемым не сделал даже Супермен.
В общем, вы совершенно точно хоть раз в жизни сталкивались где-нибудь с усатым мужичком в кепке, который то прыгает по головам ходячих грибов, то исчезает в глубинах водопроводных труб, то занимается еще какой-нибудь обаятельной ерундой, но неизменно предпочитает блондинок – в любом месте и в любое время суток.
Ни одна видеоигра не продавалась такими тиражами, как серии про Марио, ни один виртуальный герой не удостаивался таких почестей, как он. Первое место в топе лучших персонажей компьютерных игр по версии книги рекордов Гиннесса. Первый персонаж видеоигр, удостоившийся восковой фигуры в Голливуде. Вошел в число первых избранных (компанию составили остроухий друг с работы и сверхскоростной синий еж из конкурирующей организации), кто попал в мировой Зал славы видеоигр в момент открытия последнего. Не поверите, он даже доигрался до первого места (правда с конца) в списке «100 лучших злодеев» по версии портала IGN. Было в жизни веселого усача и такое. Погорячился немного со здоровенной гориллой еще на старте карьеры... Короче говоря, если вам кажется, что Джонни Синс это единственный медийный сантехник, то вы попросту еще не прошли до конца свой пубертатный период. Но даже в этом случае, вы наверняка слышали это:
В 1980-х компания Nintendo занялась поиском штатного композитора. Японцы, однако, люди весьма педантичные, они с крайним почтением относятся к вековым традициям и устоям. Поэтому с музыкой для игр возникли сложности. В конце концов, последняя нужна лишь как сопровождение к основному продукту. Ее задача – делать игровой процесс более увлекательным, но уж точно не отвлекать от него. Сами же технологии в те времена давали даже для японцев чрезмерно минималистский арсенал инструментов. Поэтому получить необходимый материал от безумных (в хорошем смысле) профессиональных композиторов с высокими стандартами звучания не выходило. Но волю самураев из Nintendo было не сломить: чуть пораскинув мозгами, они решили пойти по пути логики — если задача подсветить игру музыкой, а не наоборот, то и искать исполнителей нужно среди тех, кто понимает суть игры. Компания разослала объявление о найме в Университеты искусств страны. В конце концов, студенты и были их основные пользователи. И в одном из таких учреждений города Осака объявление увидел молодой музыкант Кодзи Кондо. Клавишник-виртуоз (начал играть в пятилетнем возрасте) думать не думал о том, чтобы писать музыку к видеоиграм, однако был заядлым геймером. А также обожал ту самую игру той самой компании нанимателя про разборки гориллы и прыгающего человечка. Ну, Кодзи и откликнулся. А потом был немало удивлен тем, что его пригласили в офис корпорации без каких-либо демок или предварительного прослушивания. В Nintendo решили, что человек, который чередует игры на их автоматах с выступлениями в джаз-клубах, подходит идеально. Кондо попал в число трех композиторов, которых компания наняла первоначально, но по итогу он единственный получил штатную должность как основной композитор корпорации.
Сперва вундеркинд столкнулся с теми же сложностями, что и его предшественники. Технологии не давали никакого простора для полета фантазии клавишника-импровизатора. Но, размявшись на разработке саунд-дизайна к нескольким аркадам, Кодзи все же создал идеальную формулу звучания для игр того времени.
Я понял, что если короткие фрагменты музыки просто переставлять местами, как кубики конструктора, то их можно повторять бесконечно во время одного и того же игрового процесса, не вызывая при этом у игроков скуку или желания разбить автомат.
Таким образом, Кондо получил свой первый по-настоящему крупный заказ от Nintendo и сходу вписал свое имя в историю, заодно ворвавшись и в мир телефонии, случайно произведя на свет самый продаваемый рингтон в истории человечества.
Кодзи Конда также написал культовый саундтрек ко второй главной игре Nintendo — The Legend of Zelda — и по сей день остается одним из самых известных и уважаемых композитор мира видеоигр, чья слава не сильно уступает вымышленным персонажам, приключения которых уже и не представишь без музыки Кодзи. Кстати, сегодня выкатили финальный трейлер к грядущему мультфильму «Супербратья Марио». Ну, а когда еще, если не в MAR10 Day.
Ах, да, совсем забыли! Какое ко всей этой истории имеют отношение спагетти? Совершенно никакого.