Посмотрела я сериал «Лимитчицы» - грустно и страшно.
По сюжету – в советские времена (начало 70-х) три девушки из одной деревни приезжают в город и устраиваются работать на фабрику. Мы наблюдаем 16 серий как складывается жизнь трёх героинь вплоть до начала лихих 90-х.
Конечно, первым делом напрашивается сравнение с тремя героинями любимого фильма «Москва слезам не верит», который зашит в нашем культурном коде, в подкорке.
Первая героиня – целеустремлённая Маша, не смотря на трудности, получает образование и выбивается на начальственные должности. Вторая – яркая красотка Нинель, которая вертит мужиками и в первую очередь мечтает о материальном благополучии. И третья - скромная девушка Зоя, которая согласна на простое, обывательское, человеческое счастье.
В фильме «Лимитчицы» жизнь трёх девушек (подругами их язык назвать не повернётся) складывается трагично. Интригу в сценарий добавляет мужской персонаж – полумастер Иван (да-да, должность его на фабрике называется «полумастер»). Иван – красивый парень, любимец фабричных девушек, которых влюбляется во всех, и в трёх героинь по очереди и без очереди, и добавляет трагической путаницы в жизнь девушек, и любовных интриг в сюжет.
Я не буду пересказывать сюжет фильма. Я хочу рассказать о странном послевкусии, которое осталось у меня после просмотра каждой серии и фильма в целом: тоска и ужас, состояние серой безнадёги. Почему так?
В фильме показана жуткая обстановка на фабрике – женский гадюшник, клубок ненависти всех ко всем. Отношение героинь друг к другу – совсем они не подруги и так ими не стали за 20 лет. Враждебное отношение неглавных персонажей друг к другу. Неприятное ощущение поддерживает заунывный музыкальный фон на протяжении всех серий (извините, но музыкой это назвать я не могу).
Полюбила ли я героинь фильма? Нет. Иногда они вызывали жалость.
Хотела бы я когда-нибудь посмотреть этот сериал ещё раз? Нет, ни за что!
Вот как забавно получается – в иных фильмах и отрицательного мерзавца-героя начинаешь любить, прям как родного. А здесь – не получилось. Тоска, да и только.
Я не люблю пряничные фильмы о Советском Союзе, которых последние годы штампуют пачками, используя клише, от которых сердце, рождённых в 70-е (и в том числе моё) автоматически радостно ёкает. Потому что это - моё детство, когда мои любимые родные люди были живы и молоды, и вся жизнь была впереди. А мама моя, кстати, ещё больше не любит лубочные фильмы про милую советскую эпоху – потому что отлично помнит, как там на самом деле жилось.
Возможно создатели сериала «Лимитчицы» хотели как раз уйти от этого лубка и показать изнанку жизни простой советской женщины: со всеми трудностями, неравноправием, подпольными абортами, бараками, дефицитом, лицемерием и прочим. Да, всё это, конечно, было. Но что-то очень важное потеряли создатели фильма – человечность. Настоящей любви, дружбы, надежды – вот чего нет, а это точно было. У бабушек и дедушек моих, у родителей – было. И они - настоящие, они действительно тогда жили. А «Лимитчицы» - нет.