По следам весеннего праздника представляем один из самых красивых, душевных и абсолютно женских фильмов о выходе из зоны комфорта и обретении гармонии и счастья.
Экранизация автобиографического романа Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» отлично впишется в уютный вечер.
Кинопутешествие ищущей себя героини охватывает три выразительных (как визуально, так и атмосферно) локации:
- Рим
- Индийский ашрам (обитель отшельников и йогов)
- Остров Бали.
Но поговорим не о чудесной улыбке Джулии Робертс и не о прекрасных
пейзажах, а о достаточно неожиданном примере использования классической музыки в этой картине.
Разрушение музыкальных стереотипов
В итальянской части появляется опера. Скажете, и что ж тут неожиданного? Опера в Италии – неожиданно, – смех и только!
Да, если бы героиня решила скрасить свой вечер походом в Ла Скала – это было бы органично, но чересчур предсказуемо. А для нас значит, что с большой степенью вероятности и скучно! Тем более, что кино неторопливо разворачивается и изобилует психологическими нюансами, что совсем не делает его похожим на динамичную приключенческую картину с неожиданными поворотами сюжета.
Во-первых, в фильме звучит фрагмент из оперы совсем не итальянской. Это – одна из самых известных в мире – ария Царицы Ночи из «Волшебной флейты» В.А. Моцарта на немецком языке.
А во-вторых, знаменитые колоратуры, не дающие покоя обладательницам
высокого голоса, становятся здесь фоном абсолютно приземленной сцены – героиня наслаждается спагетти, что на первый взгляд может показаться даже глупостью.
Но не спешите судить! Обратим внимание на то, как музыка действует в кадре.
Ария Царицы Ночи
Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen,
Tod und Verzweiflung flammet um mich her!
В моей душе пылает жажда мести –
Я беспощадна и жажду отмщения!
Когда эту арию впервые слышит человек, не знакомый с ее содержанием, то вряд ли кому-то придет в голову мысль, что в ней – призыв к убийству. Разве что подобные идеи могли рождаться у современников Флоренс Фостер Дженкинс, слушающих ее исполнение, но и то – вовсе не от характера музыки.
Во всяком случае решительное и почти воинственное начало «рассыпается» бриллиантами высоких нот. В выдающемся исполнении (например, Марии Каллас) виртуозность партии завораживает, заставляя следить за ней, наслаждаться каждым моментом самого звучания как такового.
Именно эту способность – находиться «здесь и сейчас» и ощущать радость от каждого мгновения – и обретает главная героиня. И здесь не может быть «низкого» или «высокого», если дело касается внутренней гармонии.
Смотрите и подмечайте, как музыкальные особенности диктуют кадр: