Когда грузинский парламент решил, что он ничем не хуже "бешеного принтера" и тоже может принимать репрессивные законы, народ с этим не согласился и вышел на протесты. Через несколько дней противостояние окончилось полной и безоговорочной победой протестующих.
Российская пропаганда довольно неплохо освещала события в Тбилиси (хотя протесты были и в других крупных городах страны). Видимо, хотела тем самым показать, какой ужас творится на бездуховном Западе, управляемом англосаксонскими кукловодами. Но в итоге пропагандисты сели в лужу, поскольку сами показали гражданам пример того, как уличный протест может добиваться результата. Чего они по понятным причинам делать не любят.
Для Кремля, впрочем, это совершенно не страшно. Свой провал он быстро и безболезненно компенсирует с помощью мифа о том, что у нас-то народ другой, "нормальный" (в переводе на человеческий, не нуждающийся в каких-то там правах и безусловно подчиняющийся вождю). Я уже ранее разбирал, что это за миф (точнее, несколько взаимосвязанных мифов) и почему он совершенно не соответствует реальности, обязательно почитайте об этом здесь.
Я же со своей стороны попытаюсь сделать всё возможное, чтобы мои читатели на этот трюк не купились. Поэтому прямо сейчас, "по горячим следам", зафиксирую хронологию событий и разберу, почему нам вовсе не следует их забывать к понедельнику, и какой урок мы можем из них извлечь.
С чего всё началось?
Большинство мест в парламенте Грузии занимает партия "Грузинская мечта". С самого момента создания партии в 2012 году вокруг неё кипят скандалы, самая частая претензия - пророссийская направленность.
Это не помогло, и тогда правящая партия решила прибегнуть к "старому доброму" поиску внутренних врагов. В 2022-23 годах сложилась благоприятная ситуация: из-за "спецоперации" России в Украине и вызванной ею волны эмигрантов внешняя политика стала в народе популярнее внутренней, у людей появилась тревога, что зарубежные процессы негативно влияют на жизнь внутри страны. Казалось бы, идеальный момент для принятия закона об "иностранных агентах"...
Но грузинский народ на такой дешёвый трюк не "повёлся". Независимые медиа и активисты вовремя подняли тревогу, и люди высказались резко против закона. Который из-за всем очевидного "источника вдохновения" сразу же прозвали "российским".
Как бы российская пропаганда не пыталась называть протестующих "бузотёрами", а протест "вовсе не мирным", изначально люди даже не выходили на улицы, а выражали свой протест исключительно в соцсетях, блогах, личных разговорах, независимых СМИ. На языке политтехнологов такая форма выражения общественного мнения называется "формированием повестки". И к моменту рассмотрения закона в первом чтении она уже однозначно сформировалась.
Активная фаза противостояния
Разумеется, отсутствие уличной активности было воспринято властью как слабость. В "лучших традициях" постсоветского пространства такой протест населения решили просто не замечать, и законопроект продолжал своё движение. В первом чтении его оперативно "продвинули" дальше.
Но уже в ночь после заседания парламента, недовольные граждане начали собираться в центрах крупных городов.
Не сговариваясь, тысячи людей поняли: чтобы зло не победило, ему необходимо дать отпор на самом раннем этапе
Власти тоже понимали значение начальной стадии конфликта. В ту первую ночь полиция действовала очень жёстко. Против мирного протеста применялись водометы, слезоточивый газ, резиновые пули. Были даже задержаны более сотни активистов. Расчёт очевиден: такие меры должны запугать тех, кто ещё сомневается, и тем самым не позволить протесту стать по-настоящему массовым.
Эффект получился обратным. На следующий день, 8 марта, страну охватили женские протесты. Да, в таких случаях часто возникает спонтанный символизм.
Поняв, что кнут не работает, власти применили пряник. Президент Саломе Зурабишвили (беспартийная, однако "Грузинская мечта" её поддерживала на выборах вполне себе открыто) заявила о совей солидарности с протестующими и пообещала не подписывать "российский закон", даже если парламент его примет. Депутаты, в свою очередь, сняли законопроект с рассмотрения "на неопределённый срок".
Оппозиция и здесь считала попытку выиграть время. Требования протестующих стремительно радикализировались: гарантии, что закон не "оживёт" в будущем, и освобождение всех задержанных на митингах.
"Торг" провалился. Протестующие ясно дали понять: ни работа, ни другие личные дела, ни угрозы полицейских дубинок, ни придуманные на коленке полумеры не заставят их покинуть улицы. Они будут "лезть в политику", потому что им не плевать на собственную страну. Пусть не вся Грузия вышла на протест, но демонстранты вовсе не маргинальное меньшинство населения - они его самая мотивированная и активная часть.
Победа
Взяв день на стадию депрессии (абсолютно ничего не предпринимая), власти пришли к принятию неизбежного. Парламент спешно провёл второе чтение и отклонил "российский закон" почти единогласно. С точки зрения процесса движения законопроекта, это гарантирует невозможность его повторного рассмотрения (по крайней мере, в его изначальном виде), в отличие от снятия с рассмотрения (тогда его движение в любой момент можно возобновить). МВД отчиталось, что все задержанные активисты отпущены на свободу.
Протесты, впрочем, и на этом окончательно не закончились. Отдельные активисты продолжают выступать с новыми требованиями - об отставке правительства. Впрочем, это уже начало совсем другой истории. За которой, безусловно, нужно следить. Чем мы и займёмся, а пока я, как юрист, не могу не вернуться к яблоку раздора - непосредственно к "российскому закону" о "лицах, находящихся под иностранным влиянием".
Чем же так плох закон об «иноагентах»?
Разумеется, грузинская оппозиция нисколько не ошиблась в оценках законопроекта. Это действительно списанный под копирку текст российского закона "об иноагентах". И, разумеется, образца 2012 года, когда он и был принят "бешеным принтером". Закон образца 2022 года не рискнёт сразу принять даже африканский диктатор.
Вот в этой разнице и кроется вся соль репрессивного закона, вся его жестокость и коварство. Граждане Грузии поняли это сразу и потому не пропустили закон. Граждане России осознали опасность много лет спустя, когда было слишком поздно. А многие не осознают до сих пор...
Поэтому полезно вспомнить путь "нашего" закона "об иноагентах"*. Как именно он превращался из внешне безобидного в карательный:
Этап I. Год 2012
Открывая ящик Пандоры, российские власти сделали всё, чтобы скрыть это от широкой публики. Была проведена настоящая спецоперация - излюбленный формат позднепутинского правления. Название закона максимально банальное и труднопроизносимое: "О внесении изменений в ФЗ "О некоммерческих организациях" и иные законодательные акты". Про "агентов" и даже "влияние" в названии ни слова!
Но независимые политики и СМИ в стране ещё были. Скрыть принятие закона утомляющими формулировками не удалось. Тогда депутаты в многочисленных интервью государственным медиа успокаивали граждан:
Это коснётся только некоммерческих организаций (НКО), только тех, кто получает зарубежные гранты. Отдельно подчёркивалось, что речь идёт только о правительственных грантах. И ещё сильнее акцентировалось, что российский закон будет "один в один" как американский FARA: никаких ограничений на работу таких НКО, единственное требование - государственная регистрация в качестве "агента иностранного влияния"
Этап II. Год 2017
Снова "без шума и пыли" приняты поправки - на этот раз в Закон о СМИ. Чтобы стать "иноагентом", уже не требуется работать исключительно с правительствами, достаточно получать финансирование от частных иностранных лиц.
Вместо внятных объяснений, почему вдруг ограничительные меры, изначально направленные на настоящих, по сути, агентов и лоббистов (коих в России по пальцам можно пересчитать), вдруг применены к медиа, снова рассуждения об американском опыте. Хотя FARA никоим образом не затрагивает сферу СМИ. Но когда пропаганду интересовали такие мелочи?
Этап III. Год 2019
Разрешено признавать "иноагентами" физических лиц, в какой-либо форме распространяющих информацию. Именно поэтому сейчас почти все топовые блогеры русскоязычного YouTube имеют "плашку иноагента".
Требование о маркировке материалов, распространяемых "агентами" и административная ответственность за неисполнение этой обязанности введены тоже в 2019. Наказания по меркам российского КоАП заоблачные и явно несоразмерные. Такие чисто "правоведческие" аспекты я подробно рассматривал на примере конкретного дела, так что останавливаться не буду.
Для признания "иноагентом" отныне достаточно не работать в интересах иностранцев, а просто получать от них "помощь в любом виде". Ярчайший пример применения этого нововведения на практике - признание "агентом" за то, что в Беларуси сходил с местным в кафе, оплатил за двоих, а он потом перевел свою часть тебе на карту.
Этап IV. Год 2020
Признавать "иноагентами" можно "незарегистрированные объединения граждан", а также физических лиц, занимающихся "политической деятельностью". Определения такой деятельности нет нигде в законодательстве, и по сути, признать "иноагентом" можно каждого, кто пишет в соцсетях не только про подрастающих детей или отдых на даче, но и про то, что думает о происходящем вокруг.
Неизвестным доселе российскому законодательству зверем, "незарегистрированным объединением - иноагеном", признали сообщество наблюдателей на выборах "Голос". Ну а кто бы сомневался?
Этап V. 2020 - 2021
Перечень запретов и ограничений для "иноагентов" расширился до предела: начавшись с госрегистрации, список пополнился требованиями о сдаче раз в 3 месяца подробнейшего отчета о доходах и расходах (да-да, вплоть до покупки бутылочки воды в ларьке), запрет на участие и организацию публичных мероприятий, на любое соприкосновение с выборами.
В 2021, буднично и совсем уже незаметно на общем фоне, запретили заниматься какой-либо образовательной и просветительской деятельностью, участвовать в любой роли в проведении экологических экспертиз.
Ну и, разумеется, каждое требование сопровождается драконовскими штрафами за их нарушение.
Этап VI. «СВО»
В 2022 году существовавшие ранее отдельно законы об "иноагентах" слили в один. Начавшись с работы на иностранное правительство, ныне основанием для признания "иноагентом" является "нахождение под иностранным влиянием" или даже под влиянием другого "иноагента". Ну то есть, если вы слушаете шутки Максима Галкина или знаете английский язык, вы потенциальный "иноагент".
Вот что за 10 лет превратилось репрессивное регулирование, начавшееся когда-то с привычного "это только для борьбы со шпионами Запада, да и сам Запад так делает"
Не хочу вдаваться в бесполезную дискуссию насчет "как у них". Оправдывать собственные идиотские законы зарубежными аналогами - это просто смешно. Копируйте лучшие практики, а не худшие, в конце концов! Представьте, что вы пришли на собеседование на должность генерального директора и рассказываете о своём опыте так: "Я работал в 5 компаниях, видел, как можно развалить самое успешное предприятие. Эти практики я обязательно внедрю в ваш бизнес, а если у вас и есть какие-то нормальные процессы, немедленно их уничтожу"...
Но, просто к слову, FARA не менялся с 1938 года, с момента его принятия. Никаких требований о маркировках, отчётности, запретах профессии там и близко нет.
*При подготовке этой статьи я изучил информацию на официальных сайтах Госдумы, Роскомнадзора, Минюста. Там нигде не упоминается, что законодательство об "иноагентах" претерпевало описанные изменения. Зато везде указан 2012 год как год появления этого законодательства. Это известный пропагандистский приём: сделать вид, что всё существует уже давным-давно, создать эффект привыкания. Мол, живём же с этим много лет, и ничего, живём. Сейчас примерно то же самое пытаются сделать и с "СВО".
Именно поэтому любые стигматизирующие репрессивные законы нельзя принимать, как бы "нормально" они не выглядели на первый взгляд. Правительство не для того их и "нормализует" на начальном этапе, чтобы так и оставить. Задача - открыть возможность дальнейшего закручивания гаек. Народ Грузии увидел, во что превращается "иноагентский" закон в России и принял мудрое решение не допустить подобного у себя на родине.
Но почему же «у них» получилось, а «у нас» нет?
Совсем недавно, но будто в прошлой жизни, я принимал участие в парламентских выборах 2021 года - я был сборщиком подписей за независимого кандидата в Москве.
Один раз я разговорился с грузином средних лет. Он сказал:
Не понимаю, почему вы, русские, сидите на диванах, пока вас в бараний рог крутят. Вот нам, грузинам, план покурить не разрешили - все вышли. Разрешили. А вы сидите по хрущёвкам, ждёте, пока вас всех по тюрьмам распихают!
Конечно, наблюдая сейчас за событиями на проспекте Руставели, я вспоминал эту фразу десятки раз. И всё же, как и тогда, я не могу не согласиться с фактами, но не могу согласиться с тем, что "мы" не способны защищать свои права и потому обречены жить в г.... [ну вы поняли].
Я говорил, говорю и буду говорить: россияне не "сломанный народ", не "ошибка"! Такие мифы выгодны только путинской пропаганде, которая их активно и распространяет.
Сравнивать лишь по действиям и их последствиям - это как сравнивать кислое с тёплым. Без контекста такие сравнения неверны в корне и работают только на создание мифов, эксплуатируемых властью. А контекст буквально кричит!
Грузия начала форсированными темпами создавать демократические институты в 2003-2004, после знаменитой "революции роз". До этого там была авторитарная власть аппаратчика КПСС Шеварднадзе, немыслимая даже для условного Дагестана коррупция, засилье криминала, повальная безработица и ВВП на душу населения на уровне беднейших стран Центральной Африки. Люди были заняты выживанием, ежедневным поиском случайных заработков вроде частного извоза, выращиванием подножного корма на огородах и защитой всего этого от бандитов и полиции, где было непонятно, кто хуже. В таких условиях никто и не помышлял о каких-то правах человека и, боже упаси, от вовлечения в политику. В очень православной стране законы читали реже, чем Библию: и то, и другое - сказка, только второе иногда работает.
Как раз в те годы в России относительно молодой президент, прикрываясь страшными терактами и высочайшими в истории ценами на нефть, изо всех сил уничтожал те самые демократические институты, едва успевшие криво - косо сложиться в 90-е.
Впервые на веку любого из живущих тогда поколений появилась возможность зарабатывать относительно нормальные деньги. Люди бросились в это "окно возможностей", совершенно забыв про страну. И разве за это можно винить самих граждан? Если руководствоваться строжайшими принципами нашего воспитания, где надо всё уметь, всё успевать и всё контролировать, иначе сам будешь виноват, то, может быть, да. Но в мировой истории нет ни единого примера, когда в таких сопоставимых условиях "сладкой жизни" народ не "проморгал" бы страну и не отдал бы её на откуп диктатору с его друзьями. С точки зрения человеческой психологии иное было бы противоестественным.
Итак, в одной стране 20 лет формировались, крепли и развивались демократические институты. Да, тот же Иванишвили пытался их ослабить, пытался играть на ностальгических чувствах тех, кто до Саакашвили жил сыто - родне криминальных вождей, коих в маленькой Грузии гораздо больше, чем может себе представить россиянин. Само название "Грузинская мечта" - оттуда. Но в целом, запас легитимности, полученный в ноябре 2003 года, позволил реформаторам создать атмосферу, в которой абсолютно всем: и простым гражданам, и политикам, - выгодно наличие свободных выборов, справедливых судов и соблюдающей закон полиции.
Все увидели, что преобразования дают отличный эффект, что демократические институты банально монетизируются, привлекают инвестиции и вытаскивают из нищеты сотни тысяч людей. Жители Грузии не сразу, но пришли к пониманию важности сохранения и защиты таких институтов.
20 лет в Грузии все вовлекаются в политику, знают свои права и защищают их. В том числе, от отдельных одиозных политиков, решивших эти права отнять "ради общего блага". Ведь такие политики только называют себя самой страной, а нелояльность себе - изменой родине, но это не так.
Именно поэтому спустя 20 лет после революции роз "краш-тест" демократии пройден на твёрдую пятёрку!
В другой же стране те же 20 лет душили молодую, не окрепшую демократию. И было бы странно говорить, что ничего не получилось. Конечно, получилось! Уничтожено гражданское общество, оппозиция сидит в заключении или эмигрировала, любая гражданская активность жестоко подавляется, люди запуганы и ищут спасения в сладких (или не очень) пропагандистских мифах. Конечно, в таких условиях можно не то, что репрессивные законы штамповать, можно людей на убой тысячами увозить прямо с улиц и заводов - протестов не будет.
Но свой "краш-тест", по собственной же дурости, система ещё не прошла. Пройдёт ли? Это от нас, простых граждан, не зависит. От нас зато зависит, сколько ещё таких "тестов" предстоит пройти нам, нашим детям, внукам. Даже если система выдержит 2023 и, главное, 2024 год, она всё равно конечна, так как завязана на одного человека, т.е. ограничена сроком его жизни, а эликсир бессмертия пока, к счастью, не изобрели. Затем будут демократические преобразования - они банально неизбежны.
Вот тогда-то нам и предстоит вспомнить урок мартовских протестов в Грузии. Плюс-минус 20 лет вполне достаточно для созревания демократических институтов, способных пережить любой удар от политика, пытающегося их сломать. Независимо от исторических, культурных, социальных особенностей того или иного народа, той или иной страны. Того же времени с избытком хватает, чтобы эти институты уничтожить. Чтобы первое наступило, а второе нет, в политику надо вовлекаться, интересоваться новостями, отличать мифы от фактов, видеть разные точки зрения. Это под силу каждому, особенно в стране, где высшее образование - норма жизни.
Необходимо уметь и быть готовым защищать свои права. При этом отдавая себе отчёт в том, что не бывает "моих" и "не моих" прав. Атомизация общества - первый шаг к тирании. Нельзя молчать, когда государство декларирует борьбу только с какой-то одной социальной группой. Любые запреты коснутся каждого. И когда придут за мной, защищать меня будет некому, этого нельзя забывать
В будущем мы не должны пропускать ни одного репрессивного закона, под каким бы благим соусом и в какой бы красивой обёртке его не пытались нам подать. Спасибо грузинскому народу за потрясающий пример!