Крайнее безземелие сделало дагестанцев в высшей степени изобретательными в борьбе за существование. До 200тыс. чел. живут отхожим промыслом: дагестанские серебряки, лудильщики, сапожники разбросаны по всей земле нашего Союза. Остальные, оставаясь в горах, изготовляют добротные и в то же время недорогие дагестанские сукна, бурки, войлоки, паласы, ковры и проч.
Огромные перспективы открываются перед Дагестаном в области курортного дела и в разработке неисчеслимых природных богатств. Два главных института, определяющих быт горцев, - это род и семья. Семья горца является прочной и стройной организацией, в котором каждому члену отводилось определённое место, роль и обязанности. Эти обязанности выполнялись каждым из членов семьи с наибольшей добросовестностью, с точностью часового механизма, как пове-левают адаты предков.
Главенство в семье принадлежало деду, отцу, старшему сыну, а остальные члены семьи служили исполнителями их воли. Если дед или отец были слишком стары, его главенство было только номинальным. Под внешней суровостью деда, отца, старшего брата таилось покровительство старшего, который нёс ответственность пред семьёй за поступки каждого её члена и обязывал заступаться всех за одного и одного за всех. Глава горской семьи скуп на ласки не только по отношению к взрослым, но даже к своим малолетним детям, особенно при посторонних, на людях. Это воспитывало и выковывало стальные спартанские характеры. ( стр. 42). Сила власти семьи, это сила власти рода, потому что за семьёй всегда стоит род.
Власть рода в Дагестане – это не пустые слова, а самая реальная сила. Родовой строй у туземцев Дагестана, процветает и сейчас, родовой строй питает и даёт соки семье. Кровную месть может остановить вмешательство других родов и примирение может положить конец вражде длившейся многие годы. Горцы показывают и говорят «Вот тот, кто отдал душу за род, за честь семьи, намус (честь) – одни говорят с завистью и уважением, другие с почтением. Намус – это всеобемлющее понятие всех благо-родных качеств чело-века: и честь, и доброе имя, и уважение к обычаям, и преданность долгу, и достоинство личное, фамильное, родовое. «Там нет счастья, где нет намуса», «пусть со мной будет, что угодно, это не беда, лишь бы род не лишился своего намуса, - таковы обычные народные выражения горцев. Намус требует от каждого горца, чтобы он не допускал оскорблений или унижения кого-либо из своего рода. В сознании дагестанцев «тухум», у тюрков Дагестана «тейфя», у чечен-цев «тейпы».
К главе тухума-тейфя-тейпа каждый её представитель приходил и обращался за советом в житейских и семейных делах. Решение главы тухума безапеляционно, неисполнение его было невозможно. Уголовная статистика Дагестана показывает, что свыше 80% всех убийств, ранений причина – кровная месть. Мстить имеет право старший сын убитого, если же он малолетний, в нём воспитывают сознание обязанности отомстить за отца, когда он станет совершеннолетним. Кто не воспользовался правом мести, заслуживает презрения и даже со стороны женщин. В современном Дагестане, особенно после переселения горцев на равнину и далее с высокими темпами развитие дикого капитализма, с формированием потребительского сознания, преобладания «фетишизма денег» многие ценности горцы теряют. Потеря фактически родного языка влечёт за собой изменения в сознании понятия чести рода, семьи, самой личности горца как мужчин, так и женщин. Частью мы видим это и сегодня – для зарабатывания денег молодое поколение использует все возможные способы и иногда не обращает внимание на мораль, честь и намус. Это и кидалы – в том числе, они это проделывают и со своими родственниками, близкими и друзьями , а с чужими с большой лёгкостью. Это и люди с подлым характером, которых развелось в Дагестане.
Есть примеры – и для молодёжи пример недостойности и подлости старших и старшего поколения. Есть такой случай из жизни: один дагестанец из Москвы с характером подлеца приехал к своему приятелю на джипе в один из районов Дагестана – погостил, на столе держал бумажник с долларами и манил жену хозяина. Гипнотизировал жену хозяина дома своими высунутыми из бумажника деньгами, громко рассказывал о своих богатствах, машинах, квартирах и соблазнил молодую женщину с 3-мя детьми. В результате глупая женщина оставила мужа и 3-их детей, села в машину и уехала с этим недостойным в Москву. А в Москве этот тип попользовался глупой женщиной и как следовало ожидать – бросил её. Ведь наш Пророк (С.А.С.) видел в аду именно в большинстве женщин и богатых. А будущее Дагестана – сегодняшние дети детских садов - это рускоязычный народ без духовного наследия предков, в реалии очень печально – «вымершие потомки» горцев. Есть мёртвые, но фактически они живые, а есть живые, но их мы воспринимаем за мёртвых – это те, кто не вспоминает Создателя, от них нет пользы ни людям, ни природе.