Тобольск является родиной сибирской печати. Именно в этом городе появилась первая на необъятной территории губернии, упиравшейся в побережье Тихого океана, типография, вышла первая книга и первый журнал.
С историей сибирской печати так или иначе связаны Дмитрий Менделеев, Фридрих Шиллер и Константин Подревский – автор стихов к известному романсу «Дорогой длинною». Об этом и о многом другом я узнала, побывав в единственном в Западной Сибири Музее печати.
Этот частный музей, созданный издательством «Тобольск-Содействие», находится недалеко от сквера М. Ф. Достоевского, в этом же здании располагается хостел «Буква». До музея легко добраться пешком от кремля.
Первая типография в Сибири
Типография Корнильевых открылась в 1789 году и была единственной из провинциальных, работавших на своей бумаге. Возглавлял ее прадед Дмитрия Ивановича Менделеева, в честь которого и был назван будущий ученый, Дмитрий Васильевич Корнильев. Типография выпускала журналы, научные и художественные книги.
Невероятно, но факт: первой изданной в Сибири книгой стала английская повесть «Училище любви», переведенная Сумароковым. По сути, это был тривиальный роман о любви со счастливым концом.
Единственный сохранившийся экземпляр находится в библиотеке Государственной академии наук. В тобольском музее можно увидеть макет этой книги.
Тролли ея величества
Типография проработала семь лет. За это время она выпустила десятки различных книг, издавала литературный журнал «Иртыш впадающий в Ипокрену» тиражом 300 экземпляров.
Как рассказала сотрудник музея Галина Козленко-Виногорова, большим спросом он не пользовался: в те времена было не так много грамотных, тем более с тягой к прозе и поэзии.
Корнильевская типография закрылась практически одновременно с указом Екатерины II «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг». Нововведение о вольных типографиях, которое с такой помпой императрица презентовала Западу, обернулась против нее самой.
«Она, просветительница, думала, что, если разрешит вольные типографии и отменит цензуру, все ее начнут восхвалять. А люди, между прочим, были те еще тролли. Когда ее в печати начали критиковать, она очень обиделась и закрыла типографии, под запрет попала и наша тобольская», – рассказала Галина Борисовна.
Массовые тиражи
На смену частной типографии пришла муниципальная: закупили шрифты, машины, станки и начали издавать газету «Губернские ведомости». Все пишущие люди мигом оживились и стали публиковать в неофициальную часть издания местные новости. Первым цензором был сам Петр Ершов.
С повышением уровня грамотности среди населения возникла потребность и в увеличении тиражей. Так появились «Епархиальные ведомости» а вместе с ними и епархиальная типография, которая печатала не только газету, но и ноты, брошюры, журналы и даже киноафиши.
«Сибирский листок» и легендарный романс
В 1890 году купец Сыромятников основал газету «Сибирский листок», издававшуюся до 1919 года. На это событие не мог не отреагировать местный писатель, литератор, краевед, карикатурист Михаил Знаменский, изобразивший купца в виде Бахуса с пожеланием миллионов подписчиков, в то время численность населения Тобольска не превышала 20 тысяч человек.
Галина Борисовна провела историческое исследование и выяснила, что в один из периодов редактировали «Сибирский листок» поляки Афанасий Зубковский и Николай Подревский.
У последнего был сын Костя, который какое-то время проживал с отцом в Тобольске до отъезда в Астрахань. Именно Константин Подревский стал композитором и автором романса «Дорогой длинною».
Мастер-класс по технологиям XV века
В музее находится уменьшенная (в три раза) копия первого в мире печатного станка, созданного Иоганном Гутенбергом. Принцип его действия заключается в следующем: изготавливаются литеры, которые набирают в текст, полученную строку кладут под пресс на лист бумаги и делают оттиски.
В мастер-классе по линогравюре здесь можно почувствовать себя первопечатником: нарисовать и вырезать макет открытки, отпечатать его на этом станке. Кстати, утяжелителем для оттиска является металлическая скульптура самого Гутенберга.
Кроме того, в музее можно увидеть и более современные станки, на которых печатали уже в XX веке. Например, в экспозиции демонстрируется рабочее место наборщика из цеха ручного набора.
Чтобы создать страницу, нужно было побуквенно набрать каждую строчку. Один наборный лист в печатной форме весил 20 – 25 кг! Неудивительно, что до Великой Отечественной войны этим делом занимались в основном мужчины.
Уникальный экспонат
Видное место в Музее печати занимает большой стол, обитый зеленым сукном. Этот экспонат стоял в Доме генерал-губернатора в тот период, когда в ссылке находилась семья Николая II.
Стол не является частью мебели, привезенной Романовыми из Санкт-Петербурга, скорее всего, он остался там от прежних хозяев, но факт остается фактом.
Рядом с ним стоит печатная машинка, как подметила Галина Козленко-Виноградова, – орудие освобождения женщин. На рубеже веков образованные девушки, желающие уйти от родителей, чаще всего становились машинистками.
Особенно в этом деле были хороши пианистки: пальцы у них разработаны и поставлен удар. Печатать на машинке не так просто, как на клавиатуре, нужно нажимать резко и сильно. Эта профессия была сугубо женской, в русском языке так и не нашлось мужского варианта этой профессии.
В музее много и других вещей, которые хранят интересные истории. Например, здесь вам предложат альтернативную версию выражения «сесть в галошу». Посмотрите внимательно на фото и придумайте свой ответ. За самый интересный подарим футболку от Visit Tyumen.
Адрес: ул. Октябрьская, 39.
Время работы: ср. – вс. С 14:00 до 18:00.
Стоимость входного билета:
- взрослый – 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры – 70 руб.;
- экскурсия (группа до 15 человек): 400 руб.;
- мастер-класс по изготовлению на модели средневекового станка оттиска-сувенира с готового клише: от 350 до 450 руб. с человека в зависимости от количества людей в группе.
Автор: Анна Борисова