Найти тему
Sucht

Каверы

Оглавление

В поисках материалов для творчества музыканты обращаются к различным источникам: жизненный опыт, популярные произведения разных жанров, исторические события. В редких случаях они обращают внимание на работы своих коллег, и тогда появляются каверы — удивительные, но не всегда оцененные обработки оригиналов.

Кавер-версии песен создаются с 1920-х годов, однако они так и не заняли определенное место в культуре музыки. Несмотря на это, их развитие достигло высокого уровня, чтобы привлечь к себе аудиторию.

Классический кавер

Классическим кавером можно назвать исполнение без сильных изменений оригинала. Конечно, каждый артист, играя даже чужое произведение, вкладывает что-то свое, но все же общее звучание остается неизменным.

Классические кавер-группы можно нанять на свой день рождения, свадьбу или любое другое мероприятие. Они составляют плейлист, ориентируясь на пожелания заказчика, и их выступление служит яркой частью праздника.

Некоторые детали работы каверовщиков можно узнать из интервью с московской группой MCity Band, образованной в 2012 году и состоящей из четырех участников.

Автор фото: @maxima_orlova. Место: Hidden Bar
Автор фото: @maxima_orlova. Место: Hidden Bar

Вам исполнилось 10 лет? Есть какая определенная дата?
Солист: я думал, спросишь, есть ли грусть по этому поводу)
Гитарист: да, уже давно грущу, после десяти лет. Нет, все отлично, хорошо, десять лет как два года прошли. Нет, ну, десять лет… оно же время идет вперед-вперед-вперед. И все, прошло быстро очень.
То есть, даже не заметили?
Гитарист: ну как бы… замечается, но как-то не очень ощущается.
Помните свое первое выступление?
Гитарист: у нас был первый раз неофициально, а второй раз как бы официально.
Клавишник: Клуб «Океан».
Гитарист: Летоисчисление нашего доблестного коллектива начинается с 9 ноября 2012 года. Это было первое наше официальное выступление, клуб «Океан», метро Алексеевская.
Барабанщик: мне остается только кивать, потому что меня там не было.
Как вы нашли друг друга? Это как делается, по объявлению?
Гитарист: если бы меня не нашел Виктор Евгеньевич, то мы бы здесь не сидели, наверное. Меня нашли по объявлению на общеизвестном сайте. И вот как-то все поехало, помчалось. Да, была реорганизация коллектива.
Являясь кавер-группой, вы исполняете много песен. Как вы выбираете, какие это будут?
Гитарист: немного песен. Точечно.
Барабанщик: ответы имеет Виктор Евгеньевич)
Солист: к сожалению, ему приходится слушать всякую парашу.
Клавишник: да, много.
То есть, вот человек, который выбирает, что вы будете исполнять?
Гитарист: да он, на самом деле, х*** всякую выбирает, поэтому… А утверждаем все вместе.
Солист: надо подумать, чтобы из х*** сделать что-то интересное. А подумать тяжело.
Есть какой-то определённый порядок исполнения песен? Или это всегда импровизация?
Клавишник: фактически всегда.
А почему? Не задумывались составить трек-лист?
Клавишник: а зачем? Мы это проходили…
А, то есть, не работает?)
Клавишник: так скучно.
Солист: коммерческая тайна)
Барабанщик: конечно. Ну в добавок еще ситуация может по-разному развиваться, поэтому приходиться как-то в процессе подстраиваться, и далеко не всегда то, что ты накидываешь изначально, будет работать в зависимости от ситуации.
Вы зависите от реакции публики?
Барабанщик: мы не можем, наверное, не зависеть от реакции публики. Хотя, мне кажется, что любой трек, который мы играем, всегда звучит очень классно. Ну я не могу просто по-другому говорить, потому что я так считаю. Если, допустим, нужно «качнуть», как у нас недавно было в «Hidden bar», когда мы в первом отделении рубанули Limp Bizkit, конечно, было очень неожиданно. Но, по-моему, получилось хорошо.
Да, вы там зажгли. Было классно… У вас есть какое-то место для репетиций? И, вообще, часто приходиться собираться вместе не на концертах?
Клавишник: я забыл, когда это было в последний раз, честно говоря.
Солист: у нас летнее место.
Барабанщик: у нас есть замечательный гараж. Мечта любого музыканта: сколотить группу и играть в гараже у себя. У нас есть такая возможность.
Клавишник: только в гараже, больше нигде)
Барабанщик: собираемся, играем. Но это, правда, бывает очень нечасто. В основном мы собираемся на концертах.
Гитарист: мы собираемся на репетиции по надобности нашей работы.
Барабанщик: в зависимости от ситуации. Если, например, стоит задача сыграть какой-то конкретный материал, мы, соответственно, собираемся. Если бразды правления в наших руках, то мы не собираемся и играем то, что играем — наш материал.
Бывает такое, что вас просят что-то не играть?
Клавишник: да!
Как уверенно) Видимо, часто бывает.
Клавишник: ну, стоп-лист всегда бывает какой-то определенный.
Есть какие-то треки?
Клавишник: если это свадьба, есть всегда.
Гитарист: это зависит от мероприятия, на котором мы выступаем.
Клавишник: в клубах, например, это «Рюмка водки». Туда нельзя.
Что насчет одежды? Это ведь тоже зависит от мероприятия?
Гитарист: конечно.
Клавишник: если корпоратив, то празднично.
Белый верх, черный низ?
Клавишник: да. А так то, что постирано)
Продумываете заранее образы? Советуетесь, кто что наденет?
Гитарист: если брать какие-то свадьбы, корпоративы, то там, более-менее, строгие каноны: черно-белый стиль, классический. А если клубное выступление, в основном посвободнее.
Если говорить о других кавер-группах… Есть группы, которые переделывают популярные песни в рок. Как вы к этому относитесь? Считаете ли вы это действительно роком?
Гитарист: так мы это и делаем, фактически.
Но, все-таки, в большинстве случаев, ваши треки — это изначально рок. А когда перепевают поп в метал?
Барабанщик: на самом деле, любой материал, если ты его играешь с хорошей подачей и с хорошим звуком, то не важно, какая будет обработка в итоге — рок это или еще что-то. Мне кажется, что какую бы музыку ни делали лично мы, мне кажется, у нас все в рокешной фактуре в итоге получается.
Клавишник: себя не обманешь потому что.
Барабанщик: да. И здесь нет смысла скрываться, что-то как-то прятать… Нам это нравится. Мы такие, какие мы есть. И навряд ли у нас получиться делать что-то прям на заказ… Нет, конечно, все обсуждается, но все-таки вайб самого коллектива именно такой, рокерский. Нам это чертовски нравится делать вместе.
Еще некоторые артисты говорят, что они на публике совершенно другие личности, чем в жизни. На вас как-то влияет выступление, или вы остаетесь сами собой?
Барабанщик: Мне кажется, мы полностью сами в себе. Вот как сейчас. Как сейчас, так и на сцене.
Клавишник: те же самые приколы. Иногда жестче.
Барабанщик: иногда жестче, но это ценность коллектива. Это, на самом деле, очень важно, как мне кажется. Как говорит Сергей Валерьевич, «муза тупизма» должна быть всегда и везде. И это на самом деле очень классно, это расслабляет обстановку, если есть какой-то накал. Такие моменты должны быть у любой группы, чтобы не сойти с ума друг от друга и не поубивать. На сцене мы абсолютно такие же, как в жизни.
У вас есть свой материал?
Клавишник: теперь есть.
Вы планируете что-то выпускать? Сейчас самое время прорекламировать)
Гитарист: только аккуратно, пожалуйста.
Солист: название мы вам не скажем.
Клавишник: потому что его нет)
Барабанщик: но мы записали уже барабаны на все треки.
Ну, хотя бы сколько их будет?
Клавишник: шесть-восемь.
Барабанщик: Хороший старт, а дальше посмотрим.
Тематикой не поделитесь?
Клавишник: там не везде тексты есть.
Гитарист: поп-рок будет, как обычно.
Барабанщик: нет, это навряд ли будет поп-рок…
Клавишник: всего понемножку.
Барабанщик: о жизни, о времени, может быть, с таким даже философским подтекстом. Но самое главное, что это классно звучит, и мы надеемся, что всем это тоже понравится также, как и нам.

Кавер-обработка

Но не всегда создание кавера заключается в том, чтобы максимально точно передать произведение оригинала. Американская группа Fame on Fire сосредоточена на том, чтобы изменить стиль и жанр какого-либо хита. Начав публиковаться с 2013 года, четверо музыкантов из Флориды «закаверили», кажется, всех: Linkin Park, Nirvana, Juice WRLD, The Weeknd, Ed Sheeran, Halsey, Lil Uzi и многих других.

Fame on Fire
Fame on Fire

Являясь метал-группой, они переделывают известные треки именно под этот стиль, позволяя слушателям обратить внимание на какие-либо детали, которые прежде были не так ярко выражены.

Например, их кавер на «abcdefu» GAYLE благодаря резкой мелодии и агрессивному исполнению текста приобретает совершенно другой оттенок. Теперь это уже не песня почти смирившейся девушки, а вызов парня-бунтаря, дерзкого и разгневанного.

Подобное изменение было проделано и с песней «…ready for it?» Taylor Swift. Использование хоррор-исполнения добавляет в текст двусмысленность, превращая песню о любви в очередную фантазию Стивена Кинга: «… ты готов к этому?»

Творчество Fame on Fire, создающее нечто совершенно новое на основе «заезженных» хитов разных времен, говорит: музыка может быть любой, главное — сохранить и передать смысл.

С 2020 года американцы, продолжая делать каверы, сосредоточились и на создании собственного материала. Сейчас у них уже есть студийный альбом «Levels» (2020) и «Welcome to the Chaos» (2022).

Кавер-перевод

«В один прекрасный день я захотел узнать, о чем поется в моей любимой песне».
Radio Tapok (Олег Абрамов)
Radio Tapok (Олег Абрамов)

Radio Tapok — проект и псевдоним российского Ютуб-блогера Олега Абрамова, большая часть музыкального творчества которого посвящена каверам. Но его исполнение значительно отличается от всего вышеперечисленного, так как для него основная задача — создать перевод зарубежных хитов. Кроме этого, музыкант копирует характерный стиль оригинальных исполнителей.

Услышать Rammstein на русском языке с теми же гитарами и тем же раскатистым «р» Тилля Линдемана — это похоже на чудо.

Кроме песен этой известной немецкой метал-группы новую версию получили треки Skillet, Twenty One Pilots, Depeche Mode, Metallica, Iron Maiden, Linkin Park, Rob Zombie и прочих популярных рок-исполнителей.

Один из самых ярких моментов его карьеры — сотрудничество с шведской группой Sabaton. Встретившись с ее участниками, он показал свой кавер на их песню «Night Witches». Выразив свое удивление и одобрение, они не забыли интересного музыканта. Позже, в 2019 году, они предложили Олегу сделать кавер на их грядущий сингл «The Attack of the Dead Man». Более того, русскоязычный вариант песни по решению Sabaton вышел за день до официального релиза. А сами шведы сделали кавер-перевод на авторскую песню Radio Tapok «Битва за Москву».

В основном Radio Tapok ведет свою деятельность на YouTube, куда выкладывает клипы с периодичностью в две-три недели. Такая продуктивность удивительна, и она вдвойне поражает, если учитывать, что Олег почти всю работу выполняет сам. Он самостоятельно переводит тексты и, являясь мультиинструменталистом, один записывает треки в своей домашней студии. При съемке клипов он работает с Александром Солдатовым, оператором и монтажером. Вместе они создают либо оригинальные клипы, либо копируют видео исполнителей, на которых Radio Tapok делает кавер в этот раз.

Эквиритмия (перевод с сохранением стихотворного размера) — явление не частое, и Radio Tapok один из лучших и ярких его представителей.

С 2022 года Олег Абрамов постепенно отходит от каверов и посвящает свое время работе над собственным материалом. 17 марта 2022 Radio Tapok выпустил дебютный альбом «Наследие», в стиле рок-метал, посвященный историко-батальной тематике. Уже во время тура в поддержку «Наследия» он начал работу над следующим альбомом — «Эпоха империй». В нем публику ждет новый сборник событий прошлого.

Обложка альбома «Наследие»
Обложка альбома «Наследие»