332 год до н.э.
Восточное Средиземноморье
Идёт война Македонии с Персидской империей.
В начале осени 332 года до н.э. армия Александра Македонского (правил в 336-324 гг.до н.э.) подошла к Газе, самому крупному городу региона, имевшему необычайно мощные стены. Город располагался на краю пустыни на дороге, ведущей из Финикии в Египет, отстоял в 3-4 километрах от берега моря. Море у Газы имело дно вязкое и илистое, что исключало подход крупных военных кораблей к городу. Вокруг города местами были зыбучие пески.
Правитель города евнух Бат (вар.: Бетис; вар.: Вавимис), человек преданный царю Дарию Кодоману (правил в 336-330 гг. до н.э.), хорошо подготовился к осаде. В дополнение к гарнизону из персов, Бат набрал арабов-наёмников, запасся продовольствием из расчёта на многомесячную осаду, дополнительно укрепил и без того хорошо укреплённый город.
На предложение Александра капитулировать, Бат ответил отказом.
Оценив расположение и укрепления города, Александр приказал готовить осадные машины и делать насыпь высотой вровень со стенами города, чтобы с этой насыпи можно было бы обстреливать Газу из метательных машин. Насыпь соорудили с южной стороны, где стена города казалась наиболее доступной. Здесь же собрали осадные башни. С другой стороны города по приказу Александра начали рыть подкоп. Для отвлечения внимания защитников от подкопа, осадные башни начали пододвигать к городу. И столкнулись с проблемой. Из-за рыхлости и сыпучести почвы башни двигались с трудом: колёса то и дело увязали в песке. Верхние ярусы башен часто падали, калеча работавших с ними людей. В итоге пришлось отменить намечаемый штурм и перенести его на следующий день.
На следующий день, когда македоняне вновь начали продвигать к городу осадную техники, персы и арабы сделали вылазку, и стали поджигать осадные башни и метательные машины, тесня при этом македонян. Александр увидел, что его воинов теснят и сам во главе щитоносцев поспешил на помощь своим. В завязавшемся бою стрела из стреломётной машины защитников, пробив щит и панцирь, попала царю Македонии в плечо. Александра вынесли из боя, а его врач Филипп вынул стрелу из плеча. Александр попытался вернуться в бой, но потерял сознание. Его унесли в лагерь. Бату же доложили, что Александр убит.
На самом деле он очень долго после этого болел, так как рана заживала с трудом.
Тем временем македоняне соорудили насыпь, которая по высоте уже превышала городские стены, и рыли несколько подкопов.
Из Тира морем доставили дополнительные осадные машины, которые македоняне ранее использовали при штурмах Тира. Их также установили – часть на насыпь, часть вокруг города на валу, которым осаждающие окружили Газу. Катапульты, баллисты, стрелометная и иная техника начали обстреливать городские стены и метать камни за стены, внутрь осаждённого города.
Многодневные обстрелы расшатали городские стены в целом ряде мест. Но судьбу города решили подкопы. В один из дней по сигналу были обрушены участки стен, под которые подвели подкопы. В образовавшиеся бреши устремили пехотинцы. Трижды их отбрасывали, но в четвёртую атаку штурм возглавил лично Александр, который вёл своих воинов к наибольшей бреши. Тем временем другие подразделения македонской армии с помощью лестниц штурмовали стены. На одном из участков воин Неоптолем забрался на стену и помог своим товарищам захватить её. Александр же был вторично ранен, на этот раз камнем в ногу.
Тем временем проникшие в город македоняне разбили изнутри городские ворота, и впустили через них своих товарищей. И хотя арабы-наёмники, увидев, что дело проиграно, сбежали, жители города стойко защищали каждую улицу, каждый дом. Они почти все погибли в бою. В плен попали немногие. Израненный Бат попал в плен ещё живым, и был казнён жестоким способом. Его привязали за ноги к колеснице и таскали по окрестностям, пока он не умер.
Город был взят после двух месяцев осады.
Защитники города потеряли убитыми более десяти тысяч человек. Не намного меньше потеряла армия Александра.
Женщин и детей жителей Газы Александр продал в рабство. Значительную часть захваченного в Газе Александр отправил в Македонию своей матери Олимпиаде.
Захваченную Газу он превратил в город-крепость. Заселил её жителями из окрестных селений, признавших власть македонского царя, и поставил в городе гарнизон.
(Источники: Арриан, Диодор, Иосиф Флавий, Курций Руф, Плутарх)