Найти тему

О НЮАНСАХ И ПРОБЛЕМАХ СТАРОЙ ШКОЛЫ Хонг За Куен в России и КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКЕ

Фото Михаила Мартюшева. Никитин П.А.
Фото Михаила Мартюшева. Никитин П.А.

Дело может быть не только в старой или новой программе.

Проблема идет в том, что есть внешняя программа и идёт стандартизация всех не смотря на разницу в навыках, телосложении, наличия инвалидности и травм. Все должны бить вертушки, сидеть в шпагате, но не все могут и смогут, да и не всегда это нужно.

Это с одной стороны необходимо, но не следует уходить в крайности. Следует оставлять индивидуальный подход и развитие уникальности, творчества, помимо сохранения нормативов, методов, традиций.

Не количеством выученных внешне куенов, их похожесть на киношный вариант Джеки Чана, Джета Ли делает всех кунгфуистами. И не подражание Брюсу Ли в его челноке и криках делает вас бойцами.

Опять же, все нормативы логичны и реальны, поэтому в большинстве случаев это просто "лень и отмазы". Некоторые люди говорят, что лучше делать одну вариацию комплекса (куен) и 10 базовых ной конг, а то и пять и этого хватит, якобы не нужны вариации и многообразие. Это большое заблуждение и другая крайность.

Пример плана отработки базового комплекса "Кулак четырех сторон" Бай куен ты чу https://vk.com/wall-41855470_1409

Пример "Что лучше, отрабатывать один удар 10 тысяч раз или 10000 ударов кое как?" (Читайте статью на канале).

Исторически и логически сперва был бой, затем снаряды для отработки примитивные (постепенно развиваясь), так как не всегда можно было с кем то потренироваться и развиваться, а защищаться и выживать нужно.

Из наблюдений, при обмене знаниями, при стычках, войнах, люди открывали принципы, комбинации рабочие, фишки. Систематизация привела к маленьким формам (куен, тао лу, ката). И это и есть мини куены и сами дон бо ной конг!

Потом формы увеличивались, но не было смысла в лишних танцах и движениях, так как только практичность нужна.

При захватах и пленении, политических запретах единоборства уже начали украшать, переводить шифровки в танцы, в том же китайском театре при династии Цин. А при Культурной революции Мао совсем превратили в балет. Но и там есть рабочие моменты.

Ной конг же возник из-за необходимости развить изнутри важные навыки баланса, выносливости, взрывной силы. Все куены пронизаны наполненностью ной конг и комбинациями.

Так же упражнения являлись реабилитационными, устраняя триггеры.

Куен - это не просто форма или бой с тенью - круговая тренировка техники, координации и прочих показателей, психофизический тренинг для бойца для включения всех базовых и не базовых техник. Отжимания не сделают вас музыкантом, кунгфуистом, борцом... Они лишь помогут развить вспомогательные аспекты. Так и куен. Но куен гораздо больше даст вам навыков бойца чем просто офп.

Ной конг даст наполненность. Зная ной конг можно создавать комбинации для любых правил и стиля. Но по сути именно он движок, днк стиля.

Но и ной конг без офп и парной работы, куен не сделает из вас кунгфуиста.

Проще говоря, если удар был бы буквой, удар-блок — слогом, то дон ной конг — слово. На основе складываются комплексы комбинаций вьет. КУЕН — это словно целые предложения и мини-рассказы, абзацы. Надеюсь, вам стало понятнее. Это чистописание и грамматика, а сочинение и импровизация — свободный бой.

Как в отжиманиях, подтягиваниях, беге, растяжке нужны разные сеты, углы, количество повторов и подходов... Так это же и нужно в практике кунгфу и в разделе куен и ной конг. Иначе идёт не шлифовка, а привыкание и топтание на плато. Как раз варьируя и чередуя всё идёт развитие и программа грамотно выстроена.

Некоторые практики говорят: "Сколько же можно учить куены, сколько их ещё придумают". Есть 28 куенов школы, 5 бо ной конг, 30 дон ной конг рук и 18 ног, различные подводящие и промежуточные упражнения, масса парной работы и задач.

Поймите, что не требуется выучить всё за год, программы хватит на всю жизнь, хотя бы от черного до белого пояса.

В этой статье о том танцы ли ушу или боевая система

Ознакомиться с основной внешней программой в основных вариациях и порядке вы можете на канале и в группе вк.

В этой статье кратко о ветвях https://vk.com/@hong_gia_perm-kung-fu-hong-za-emblemy..

Логика состоит в том, что следует отрабатывать всё от простого к сложному, сочетая и внешнее (базовые техники, действия — перемещения, блоки, удары... ) и внутреннее (дыхание, внимание, баланс, натяжение фасций тенсегрети, структуру, темпоритм, тайминг, тактику, волю...). То что было сложным - станет простым через практику. И все проходят три этапа развития-познания (в технике, искусстве, деятельности психической и физической).

Об этом Джон Литтл и Брюс Ли тут: https://vk.com/@ktbi_jkd-tri-stadii-razvitiya-iskusst..

Есть сильные и слабые стороны у каждого и свои коронки, своя манера и стиль. Школа c её программой и методикой должна дать базу, минимум и разнообразие, структуру, человек же должен понять суть и проявить себя, а в бою гнаться не за показухой и эстетикой, а за практичностью, именно той, что ему и по душе и по физухе и возможностям, тогда это будет работать для конкретного человека в конкретный момент. Проблема именно в том, что нужно действовать в моменте "здесь и сейчас", а не фантазировать. И если нет возможности участвовать в соревнованиях, то минимум раз в полгода этот опыт предоставляется на экзаменах, не считая регулярных тренировок.

Если ной конг делается только сольно, как и куены, то это не плохие упражнения для общего развития, пластики, координации, выносливости.

Но если не идёт постоянный анализ в парной работе принципов и составляющих биомеханики, то теряется огромный потенциал школы, наполненности, гибкости и многообразия прикладного значения.

Хорошо, если есть в целом парная работа, набивка, работа по снарядам, спарринги. Это может быть на основе базы и школы и перекликаться с кикбоксингом, АРБ и прочим, но тут почти нет фишек и наработок стиля и 90% биомеханики куен и ной конг выкидывается, причём зря. Вполне реально реализовать навыки и потенциал школы даже выступая по правилам АРБ, ММА, Саньда...

ОФП может даваться мощно, как и спортивные спарринги, а ной конг и куен просто дополнение и гимнастика. Это методически возможно и практикуется. Но есть и другой путь, использования всего потенциала и понимания, отработки.

Ещё хуже, когда делается самое банальное ОФП, практикуются ной конг словно по изометрической системе Анохина (движения с максимальным напряжением мышц антагонистов = сгибателей и разгибателей) и танцуются куены без какой-либо парной работы и анализа. Парная же работа в этих ветвях 2-4 движения для набивки и 3-7 парных заученных комбинаций в сценическом варианте.

О том как должен верно быть выстроена подводящая обусловленная парная работа тут: https://vk.com/@hong_gia_perm-princip-i-metodika-obus..

Существует в некоторых ветвях и отделениях школы такая практика.

Причем, помимо офп, катания донов без понимания, самое ужасное в том, что криво изучаются куены и дон ной конг (то есть та самая база), упрощаются или надумывают совершено лишнее и не практичное или несвязанное. Идут по пути накопления танцев, пусть и постепенно увеличивающихся и усложняющихся, состоящих из похожих элементов с постепенным добавлением новых. Но это остается танцем, тайбо фитнесом. И проблема не в этих куенах и ной конг, которые полностью могут быть оправданы и работоспособны. Проблема именно в подаче и методике преподавания, лени или не знании практиков и даже некоторых тренеров.

Это продолжает быть из-за консерватизма и нежелания меняться, учиться новому.

Тренировка за тренировкой, год за годом, фестиваль за фестивалем идёт бесконечное топтание на месте с внешним заучиванием техник по воздуху. Да, постепенно это может дать координацию и гибкость, практику, но только как танцору, причем сольному. И правка и обучение идет ТОЛЬКО ЗА СЧЁТ ВНЕШНЕГО НАБЛЮДЕНИЯ и ПОДРАЖАНИЯ тренеру или киношным эталонам, за редким исключением, правкой стойки, угла блока или траектории удара от тренера (он подходит и правит палкой или мануально или говорит вот смотри, не так, а вот так сделай). И у практика создается ложное впечатление, что он возрос на новый уровень и всё понял.

Это всего лишь банальное внешнее подражание и копирование. Словно пародирующая мартышка или словно ребенок, которому дали раскраску (как арт-терапию), который просто раскрашивает готовый рисунок, или как самоучка гитарист играющий по табам и видео... Это не сделает никого ни мастерами кунг-фу, ни художниками, ни музыкантами, а просто научит некоторым навыкам и рефлексам с минимумом логики и понимания, просто "по фану".

Об этом чётко писал и говорил Брюс Ли — "плавание по суше", если боец всё время будет отрабатывать техники по воздуху, как и пловец ни разу не зашедший в воду.

Но есть элементы более тонкого подражания и игры. Можете ознакомиться с понятиями "мимесис" Аристотеля, "хомо люденс" Хёйзинге.

Настоящее гунфу (мастерство) передается, как говорят китайцы, "от сердца к сердцу" и от мастера и его старших учеников к ученику или коллеге начального, среднего, любого уровня.

Тут минимально присутствует подражание как мимесис, как элемент процесса обучения. Но больше идёт внутренней творческой работы, наполненности и осознанности: что, как, зачем, почему.

Главная задача тут — "не накормить рыбой, а научить ловить рыбу", на основе понимания всех принципов, творить, комбинировать, применять нужное и эффективно в каждый настоящий момент. Да, это в

разы сложнее, чем быть мартышкой. Очень верно, если ученик поймет всё и обретёт самостоятельность, при этом сохраняя и традицию и основы.

Ной конг и куены (по сути ключи и движок, уникальность школы) отличаются не только внешними вариациями. Но видами применения, наполненности структуры, целями и задачами. Это не танцы.

Практик будет понимать дао, ловить дзэн и "эврику" почти постоянно и обретать реальный опыт и мудрость.

Без отработки ной конг и куен в вариациях на задачи, со снарядами и оружием, в парной работе разного вида — никогда не будет понимания от слова совсем.

Самое банальное, что представляет обыватель — это гимнастика, цигун, йога. Более продвинутый спортсмен подумает, что это бой с тенью и круговая тренировка на пластику и основные группы мышц для ударных техник и перемещений.

Помимо этого в реальности же каждое движение и форма отдельно и в комбинациях — есть поток возможностей для реализации как удара, так и блока, моста прилипания, финта, захвата и броска, освобождения, применения с оружием и без, в перчатках и без, и стоя и сидя и лёжа и т.п.

Но даже поняв применение и вариации всего этого в основе, это далеко не всё. И как же это практиковать и нарабатывать, улучшать понимание и свободу? Прибегают к повторению отрывков комбинаций, связок, шлифовке. Иногда даже лучше отработать меньше, но лучше, чем больше и как попало.

Тайминг, ритмика, игровые тренинги на координацию, футворк, уклонения, набивку, прилипание, структуру.

Только через физический контакт можно понять боевое искусство. И когда тренер высокой категории стоит в паре с учеником даже низкого уровня на лапах, у мешка, в липких руках, то это моментально и благоприятно сказывается на уровне ученика, так как он ощущает все свои недочеты и старается это исправить, понимая что просто так не одолеть тренера, даже того, который поддается.

Тренер показывает все бреши ученика и помогает с их правкой, вдохновляет ученика на самопознание. Эта работа должна быть регулярной, систематической. И это не просто подражание и копирование. Просто работа по лапам, обусловленный спарринг или свободный или "липкие руки" в настоящем моменте воздействуют на сознательном и бессознательном уровне, обретается опыт и происходит отстройка. Ученик не захочет быть битым и он наполнится, включится сам, что и нужно достичь. Это стоит за внешней формой движения. Это ощутимая разница с тем, когда ной конг и куен просто копируют визуально или просто правят внешне траекторию, угол.

Тут тренер похож на дирижера, на режиссёра, который раскрывает всей труппе цели и задачи в целостности, является объективным зеркалом для артистов. Так и у тренера с учениками.

Заводя споры о внешних (вай цзя) и внутренних стилях кунг-фу (ней цзя), следует понять, что всё едино в диалектике.

Порядок освоения боевого искусства может отличаться, словно "палка о двух концах", но в итоге всё едино и приходит к общему.

Если исключать практику ной конг и куен и оставить спарринги и офп — то это не кунг-фу Хонг За. Если исключить спарринги и офп — это не кунг-фу Хонг За. Всё это единый пазл их различных разделов практики, которую нужно гармонично сочетать.

Нужно заметить, что даже если мы будем говорить и практиковать "бесформенность" (условно без ной конг и куен) в саньда (свободном поединке), в чисао (липких руках) и туй шоу (толкающих руках), то всё равно будет накапливаться опыт и комбинации, которые могут быть не заметны. И дело тут так же в навыках и комбинациях баланса, управления вниманием, контактом и т.п. Это скрытые векторы, формы. И эта практика даст большее понимание к практике сольной в куен и ной конг, а затем и наоборот — диалектика и синергия.

И тут задача методики всё выстроить так, чтобы одно другому не мешало, не было антагонизмом (противоположностью), а стало синергией (приумножением в содействии).

Внешне заученные формы и комбинации могут приводить в ступор в реальной ситуации, если быть не в моменте, а "бесформенность" профессиональная занимает очень много времени практики (три стадии развития). Все стадии нужно пройти, и не следует путать простоту первой с третей, так как та обретается через ограничения и множество правил и техник второй стадии искусства.

Через практику, за формой есть наполнение и разные виды усилий.

Важно отпустить все зажимы, напряжение, страх, чувство вины... Это медитация и самовыражение в действии.

Нагляднее покажу на видео в примерах и тестах. Тут нет никакой мистики, но есть философия, психология, педагогика и биомеханика с законами физики.

Ждите подробных статей, видео, а так же приходите на наши тренировки, семинары и вебинары! Так как "дао выраженное в словах не есть истинное дао", в моменте через живой контакт вы поймёте о чем речь.

С уважением, руководитель Пермского, куратор Екатеринбургского филиалов, архивариус школы Никитин П.А.

#ХонгЗа #НойКонг #Кунгфу #Шаолинь #ВьетВоДао