Всего порядка двух часов на электричке с Казанского вокзала, и ты в удивительном, в одном из древнейших и красивейших городов Подмосковья. Коломна называется. Каких-то 101 км по прямой из столицы.
Как по мне, у Коломны уникальное расположение – она раскинулась по берегам сразу трех рек: Москва, Коломенка и Ока. Сам город тоже чрезвычайно стар: возник в том же XII веке, что и Москва. Первое упоминание об этом городе относится к 1177 году. Полагают, что Коломну основал рязанский князь Глеб. Но это все не точно. Коломна по праву считается самым загадочным и таинственным городом Подмосковья. Ведь он, больше чем за 830-летнюю историю накопил множество легенд, мистики, загадок, преданий и удивительных рассказов. Чего только стоит история с названием города! Насчитывается свыше десятка самых разнообразных версий. Думаю, остановлюсь на самых любопытных.
Первая версия: название «Коломна» пошло от выражения «Ока ломанная», потому что река Ока возле города извилистая, к сожалению, до Оки не дошел, оценить ее изгиб воочию не получилось.
Вторая версия: название возникло по реке Коломенка, потому что на ее берегу в древние времена был рынок, старинное название – менок, то есть река располагалась около мены – Коломенка.
Третья версия: название города Коломна произошло от финно-угорского слова "колм", которое обозначает могилу, кладбище. Такое предположение высказал В. А. Никонов, автор "Краткого топонимического словаря". Другой перевод от финно-угорских слов, означает «река» и «рыба». Тогда Коломна - «рыбная река».
Некоторые историки настаивают на интересной версии. В этих местах с древних времен добывали камень, поэтому Коломна происходит от слова «каменоломня».
Есть и наиболее вероятная версия, ее озвучил Владимир Иванович Даль, автор знаменитого «Толкового словаря». Он считает, что название города произошло от рязанских слов «коломень», «коломенье» - околица, околоток, окраина, соседство, т. е. Коломна — «город на границе».
Есть смешная версия, которую предположил Николай Карамзин, известный историк. Он утверждает, что первыми в этих местах поселились итальянцы, семья с фамилией Colonna, хотя откуда в XII веке здесь могли взяться итальянцы, совершенно непонятно, возможно, ветром надуло.
И в завершении, уж совсем остроумную версию напишу, «Коломна» названа по кличу древних воинов «Колом на!», типа, на тебе, вражина, по башке колом!
Выйдя на берег реки в Коломне – поражаешься русской красоте. Игривости водной глади, широте природе. Творческому человеку обязательно захочется написать что-нибудь. Поэтому неудивительно, что Коломну посещали знаменитые литераторы. Вот только несколько из них:
Коломну посещал немецкий путешественник, историк, переводчик Адам Олеарий (1599 — 1671 гг.). Он в 1633-1635 годы входил в первое посольство шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III в Московию. Главным свершением Адама Олеария стал подробный дневник путешествий, в котором правдиво и точно описаны города и люди, которых он встречал. В дневнике Олеария можно найти много сведений касающихся древнерусской культуры, традиций и обычаев, в том числе коломенских. Книга немецкого путешественника привлекает и современных исследователей, и историков, поскольку изложенные в ней сведения уникальны. Особый интересе представляют такие публикации, как «Как праздновали на Руси день Петра и Павла» или «О забавах и увеселениях на Руси».
Бывал здесь и Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1882 — 1975 гг.) — известный русский и советский бытописатель, журналист-натуралист. Во время путешествия в Коломну он написал четыре произведения: «У белого камня», «Судьба брыкаловской барыни», «Карла на сухих ножках», «На перекате».
В Коломне также жил и работал советский писатель Борис Пильняк (1894 — 1938 гг.), известный представитель русской модернистской литературы ХХ века. Пильняк оказался очень популярным у советской элиты — за него лично ходатайствовали Сталин и Троцкий, его книги без купюр выходили огромными тиражами, и вскоре писателю начали позволять то, о чем другие могли только мечтать, — выезжать за границу и публиковать отчеты об увиденном. Борис Пильняк был одним из самых издаваемых авторов в советской России 20-х годов. Однако своеобразие автора не совпало с новым этапом развития советского общества — становлением тоталитарного государства, и в 1938 году Пильняк был расстрелян.
На этом история с Пильняком в Коломне не заканчивается, сюда, на эту землю приезжала сама Анна Андреевна Ахматова. Она хотела посмотреть на дом, где жил писатель. Почему именно к дому Пильняка остается загадкой, поговаривали что писатель хотел жениться на Ахматовой, делал ей предложение, и каждый раз, бывая в Питере проездом, посылал корзину роз. А однажды они даже предприняли что-то вроде путешествия из Петербурга в Москву на его новеньком авто. Невообразимая роскошь по тем временам! Но истинные подробности никому неведомы. Это все до нас дошло из уст самой Ахматовой, а точнее, ее биографа и конфидента Лидии Корнеевны Чуковской. Но то, что в Коломну поэтесса приезжала, известно точно. Остались неоспоримые документальные свидетельства — фотографии Льва Горнунга, сопровождавшего ее в безуспешных поисках дома преданного обожателя и несбывшегося мужа. Этот дом, что на фотографии можно и сейчас увидеть - выйдя из Кремля через Пятницкие ворота, дом Луковникова. Русский ампир. Четыре колонны на фасаде.
Анна Андреевна Ахматова трижды побывала на коломенской земле – в 1936, 1952 и 1956 годах. Гостила она в селе Черкизове, в усадьбе Старки под Коломной, у известной семьи Шервинских.
Этот дом, я заприметил практически сразу же, после ухода из соборной площади. Двухэтажный, старый, деревянный, зеленый с великолепными белыми наличниками на окнах. Все это – «Дом Куприна». Называется он так не потому, что в нём постоянно жил всем известный писатель-реалист Александр Иванович Куприн (1870 -1938 гг), а потому, что в нём проживала в течение 19 лет семья старшей сестры великого писателя – Зинаиды, которая была замужем на лесничим Зарайского уезда - Станиславом Генриховичем Натом. Своё название дом получил из-за того, кто Куприн приезжал сюда в гости, причем иногда визиты были весьма продолжительными. Куприн был заядлым охотником и приезжал в Коломну, чтобы вместе с мужем сестры поохотиться в коломенских и зарайских лесах. Муж сестры, человек интереснейшей судьбы: воспитанник Петровской лесной академии и впоследствии лесничий в Подмосковье, а затем в Череповце и Великом Устюге, стал прототипом героев нескольких рассказов Куприна, в частности, с него написан главный герой рассказа «Черная молния». Также коломенским краям посвящен рассказ Куприна «Молитва господня» о страшном урагане, прошедшем по местным лесам и селениям. Дом родственников Куприна ныне восстановлен, и его можно найти на территории Кремля – в нем гостиница. Тихая, спокойная, уникальная.
В Коломну писатель приезжал не только один, но и со своей первой женой Марией, причем сразу же после свадьбы. Об этом она писала в своих воспоминаниях. О первом визите в Коломну Александр Иванович писал в письме Л. Елпатьевской в 1901 году скупо и безрадостно: «<…> был на днях в Коломне и не выжил там двух дней, соскучился, побранился с сестрой и уехал». Но потом его впечатления стали более пространными и яркими. В частности, в письме Чехову в мае 1904 года он писал, что читал его рассказ в Коломне на литературном вечере. Коломна оставила след в душе автора и в его произведениях, например, о своих впечатлениях он говорит в рассказе «Болото», романе «Юнкера». Также считается, что в этом городе он написал свой рассказ «В цирке».
В каждом городе есть человек, личность, которая ассоциируется исключительно с этим местом. В Коломне таковым является первый русский писатель-романист Иван Иванович Лажечников.
Именно в Коломне родился и жил Иван Лажечников (1790 — 1869 гг.), выходец из старообрядческой среды. В своем творчестве он емко изобразил нравы и быт коломенских жителей в ряде своих произведений. Его исторические романы «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик» долгие годы были любимым чтением в среде русских разночинцев и вошли в историю русской литературы, благодаря драматичным сюжетам и ярким повествованиям о малоизвестных страницах русской истории. Он оставил и описание Коломны рубежа XVIII – XIX веков в автобиографической повести «Беленькие, черненькие и серенькие». Лажечникова прозвали «русским Вальтером Скоттом», он родился в семье богатых коломенских купцов. Усадьба писателя расположена неподалеку от Коломенского Кремля, на площади Двух Революций, сейчас в ней действует музей. Лажечников был участником Отечественной войны 1812 года, принял участие во взятии Парижа в 1814 года. Выйдя в отставку, служил по линии Министерства образования, был тверским вице-губернатором, а затем переехал в Витебск.
Такую гордость нельзя было не увековечить в Коломне. Сделали с большущим удовольствием. Одна из самых старых улиц в Коломне названа в честь писателя – Лажечникова. Улица, которая, как магнит, притягивает к себе туристов. Улицу не зря называют местным Арбатом: мощена брусчаткой, гостеприимная, пропитанная особым духом, с двумя десятками домов, и каждый из них может рассказать свою занимательную историю. Несмотря на слякоть, здесь можно было окунуться в прошлое – по улице бодро цокала лихая тройка. Все для туриста!
Ранее улица называлась Брусенской, по названию находившегося на ней Брусенского монастыря, от того места, где когда-то стояли Ивановские ворота. В начале XX века улица некоторое время называлась Почтовая (в одном из домов находилась городская почта), а в октябре 1921 года переименовали в Советскую. В декабре 1968 года улице дали новое имя – Лажечникова. Проходит от площади Двух революций на север до входа в сквер «Блюдечко», пересекает улицу Лазарева, справа примыкает улица Казакова, слева — Советский переулок.
Улица Лажечникова долгое время была «парадным» въездом в Коломну со стороны Москвы: освещена фонарями и по обеим сторонам украшена рядами ухоженных деревьев. В 1784 году, в результате реконструкции города по «регулярному» плану, улицу спрямили. Архитектурный облик улицы определяет Брусенский монастырь и ряд древних административно-жилых построек, занятые ныне Мостоотрядом 125 и домом уездного врача Модеста Александровича Лозовского.
На этом о "литературных" лицах Коломны закончу.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал.
Кстати, у меня есть очерк о Николо-Угрешском монастыре в Рождество эпохи Ковида, об усадьбе Горенки, о городе Реутове, поселке Томилино