Когда водители приезжают на СТО для диагностики инжектора, они часто говорят, что раньше был карбюратор и можно было самому все проверить и найти причину неисправности, а с двигателем с инжектором, без приборов и специальных знаний, не знаешь, куда лезть.
Это, пожалуй, самое частое, что можно услышать от опытных водителей, которые раньше ездили на карбюраторных автомобилях. С одной стороны, это правда, но если вы немного разбираетесь в устройстве и работе системы управления двигателем, то поймете, что во многих случаях найти неисправность можно самостоятельно, без использования специальных приборов.
Сейчас можно купить карманный сканер ELM327, который стоит не дорого 300-1000 рублей, и с его помощью посмотреть коды ошибок и параметры системы и попытаться самостоятельно разобраться в проблеме. Все зависит от того, хотите вы этого или нет.
Проверить, как работают датчики, без этого прибора в большинстве случаев не получится. Потому что только сканер может показать, передают они правильные параметры контроллеру или нет.
Например, чтобы проверить датчик температуры, можно сравнить, какую температуру показывает сканер в параметрах с температурой, которая есть на приборной панели.
Это самый простой датчик в системе управления, состоящий из термистора, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Большинство датчиков, установленных в двигателе, просты по принципу действия. Датчик положения коленчатого вала состоит из катушки проволоки, намотанной на сердечник. Датчик положения дроссельной заслонки состоит из переменного резистора.
Многие также называют регулятор холостого хода датчиком холостого хода, даже в автосалоне вы можете увидеть это название на ценнике. Но это не датчик, а исполнительный механизм, который используется регулятором для управления холостым ходом.
Самым сложным датчиком, устанавливаемым в систему управления двигателем, является датчик массового расхода воздуха. Он используется регулятором для определения того, сколько воздуха всасывается в цилиндры в любой момент времени.
Расход воздуха, как правило, является важным параметром, по которому можно быстро определить состояние двигателя. Практически все неисправности и неправильные настройки механики двигателя приводят к отклонению расхода воздуха от нормы. Например, неправильная регулировка фаз газораспределения клапанов.
Для проверки этого датчика нужно больше опыта и знаний, чем для проверки вышеописанных датчиков. Однако недавно друг, работающий в автосервисе, рассказал мне, как он быстро проверяет этот датчик.
Несмотря на спорность этого метода проверки, над ним стоит задуматься.
Допустим, мы запускаем двигатель, обороты холостого хода не стабильны, они колеблются от 800 до 1200, это обычный случай неисправности ДМРВ. Мы глушим двигатель, выключаем зажигание и отсоединяем этот датчик. Перезапускаем двигатель и смотрим, как он работает без него. Если обороты стабильны, то проблема в этом.
Неисправный датчик неправильно определяет, сколько воздуха поступает в цилиндры, и поэтому блок управления неправильно регулирует подачу топлива на основе этих данных. Если вы отсоедините этот датчик, блок управления перейдет в аварийный режим работы, и расход воздуха будет определяться по базовым таблицам, хранящимся в памяти.
Это базовый расход воздуха, который определяется во время заводских испытаний двигателя. Другими словами, было установлено, что при работе двигателя на холостом ходу расход воздуха составляет, например, 10 кг в час. Это количество воздуха, которое контроллер рассчитает при работе двигателя в данном режиме при выключенном дмрв.
Если двигатель неисправен и отсутствует датчик dmrv, его работа должна измениться в лучшую сторону.
Этот датчик можно проверить таким же образом, если двигатель работает нормально, но расход топлива слишком велик или свечи зажигания слегка загрязнены.
Запустите двигатель, дайте ему поработать во всех рабочих режимах, т.е. на холостом ходу, плавно открывая дроссельную заслонку, на холостом ходу на средних оборотах. Выключите его, отсоедините дмрв, запустите его и сравните его работу без него. Если показатели двигателя изменились в лучшую сторону, можно сделать вывод, что дмрв не в идеальном состоянии, т.е. он обманывает контроллер.