В проблемах бизнеса большинство предпринимателей привыкли винить внешние факторы: законы, нечистоплотных партнеров, придирчивость госорганов, санкции. Список можно продолжать. Гораздо реже обращают внимание на внутренние проблемы. А именно они вносят значительный вклад в привлечение внимания налоговой службы.
Моя командировка позволила в очередной раз убедиться в данном выводе. Итак, предприниматель со стажем, в анамнезе госконтракты и строительные подряды. На тот момент плательщик НДС.
Два года назад налоговая служба стала задавать неприятные вопросы. К моему удивлению клиент не стал уточнять у главбуха суть ее ответов. А диалог с налоговой службой заключался в том, что одни неудобные с точки зрения фискального органа компании в Декларации по НДС заменялись на другие, более удобные.
Мне было непонятно, почему столь покорно выполнялись требования налоговой службы. В результате действий клиента диалог к его удивлению закончился выездной налоговой проверкой (ВНП). Мероприятие крайне неприятное и затратное по времени и нервам.
Проверив бухгалтерский и налоговый учет, я пришла к выводу, что львиная доля проблем связана со следующими ошибками:
- - перед заключением контракта не была проведена проверка контрагента, не были затребованы документы, которые в последствии могли бы доказать проявленную осмотрительность клиента;
- - договор не был разработан под конкретный заказ, часть действий сторон не были прописаны, но были совершены причем с нарушением сроков;
- - оформление актов и УПД без конкретики, общие слова и понятия (для меня осталось загадкой, как бухгалтер при закрытии года будет списывать купленные материалы, которые в реализационных документах не поименованы, а прошли одним словом: материалы);
- - субподрядные организации не проверялись на наличие технической возможности для выполнения обязательств по договору (хотя можно было запросить сведения, за счет чего они будут выполнять свои обязательства);
- - заменяя одни организации на другие, клиент не просчитал банальную математику – а была ли у него самого возможность закупить и доставить то, что указано в первичных документах;
- - и вишенка на торте или маслинка в мартини – как только пришло понимание, что интерес налоговой все глубже и пристальней, клиент и его бухгалтер вообще перестали выходить на связь с налоговой службой.
Бинго! Выездная налоговая проверка. Хорошо, что не передали в ОБЭП… Но и ВНП это дорого, трудозатратно, чудовищный документооборот и глубокий стресс. Конечно, вопрос был решен. Клиент доволен.
Можно ли было не доводить до критического положения? Да, можно. Уверена, что мои рекомендации клиент принял к действию.
Будьте осторожны, друзья. Зачастую внутренние факторы, как то неграмотные сотрудники, пренебрежение к оформлению документов, несоблюдение базовых требований проверки финансово-хозяйственных операций, могут привести к крайне негативным последствиям. И решения, конечно, есть, но полученный опыт прибавит седых волос.