Найти в Дзене

"Коррупцианеры и жулики" - кому РЕАЛЬНО была выгодна индустриализация 1928-1932 гг

Оглавление

В индустриализацию СССР в 1928-1932 годах было вложено 40 миллиардов рублей. В то же время с помощью Торгсина из карманов советских граждан было извлечено 287,3 млн золотых рублей. Но эти деньги были потрачены не зря: невежественные чиновники покупали бесполезную технику за границей в два раза дороже реальной.

Коррупция в период индустриализации СССР

26 июня 1928 года в кабинете Сталина появился отчет ОГПУ, подготовленный инженером Ганевым-Росолиновым, болгарином, очень симпатизировавшим немецким коммунистам. Этот документ содержал столь важные сведения, что Сталин счел необходимым довести его до сведения всех членов ЦК ВКП(б), всех кандидатов в члены ЦК и членов ЦКК. Союзная коммунистическая партия большевиков.

Не беспокойтесь о качестве!

Дело касалось качества оборудования, поставленного в СССР для электростанций, заводов и фабрик известной немецкой фирмой AEG (Allgemeine Elektricitats Gesellschaft), специализирующейся на производстве электрического и механического оборудования. Инженер Ганев-Розолинов долгое время работал в AEG, потом уволился и с чистой совестью написал отчет для Советов о том, как на самом деле немцы производили турбины и двигатели для СССР.

В отчете он признался, что, работая в AEG на машиностроительном заводе и на трансформаторном заводе, с завидным постоянством наблюдал одну и ту же картину: в оборудование, которое немецкая компания поставляла в СССР, намеренно вносились дефекты . Например, если нужно было поставить несколько единиц на среднюю нагрузку, немцы проектировали и поставляли единицу, рассчитанную на максимальную нагрузку, и доставляли ее в СССР. Конечно, такой агрегат вскоре вышел бы из строя, но именно на это и рассчитывали немецкие инженеры.

Политика компании, однажды выраженная техническим директором Флейшмана, заключалась в том, что машины AEG должны работать достаточно долго, чтобы немцы получили деньги за оборудование — и тогда хотя бы трава не росла. Согласно контракту, оплата оборудования должна была быть произведена в полном объеме в течение четырех лет.

Это был настоящий саботаж, так как на периферии фирмы прямо говорилось, что в будущем они, конечно, будут поставлять запчасти для агрегатов в Советский Союз, но только эти вряд ли будут работать.

Однако Ганев-Розолинов в отчете заявлял, что СССР мог заставить немецких «партнеров» выполнить контракт, так как советские инженеры и официальные лица должны были присутствовать при проверочных испытаниях оборудования и могли легко обнаружить любые недостатки турбин и трансформеры, если захотят. Здесь сработал принцип «Это не мое, так что ничего страшного». Советские инспекторы слепо доверяли немцам, заботясь только о внешнем виде техники и не заботясь ни о ее качестве, ни о проведенных испытаниях. Это было отнюдь не по незнанию или наивности, а потому, что за «лояльность» адресатов немцы щедро расплачивались взятками.

Круглые неучи

В отчете инженер Ганев-Розолинов привел конкретные случаи, когда оборудование не проходило должных испытаний. Например, при испытании трансформатора, предназначенного для бумажной фабрики в Ленинградской области, обмотка испытывалась напряжением в два раза меньше требуемого по закону. Но даже при такой нагрузке трансформатор воспламенялся, а приемник с советской стороны ограничивался тем, что следил за тем, чтобы аппаратура не дымила.

Один из заводских специалистов, глядя на советских инженеров, сказал, что они либо совсем невежественны, либо ничего не понимают в электротехнике. Точно такая же ситуация возникла с турбиной для ДНЕПРОГЭСа.

Инженер лично испытал небольшие турбины, рассчитанные на мощность от 150 до 500 киловатт, и обнаружил, что они не работают так, как рекламируется.

В последней части доклада Ганев-Розолинов предупредил, что нужно быть осторожным абсолютно со всеми иностранными компаниями, и предсказал, что оборудование, поставляемое AEG, может быстро выйти из строя.

Доклад восприняли серьезно: немецкая техника действительно продержалась недолго. По предложению наркома юстиции Николая Янсона было решено провести выборочную проверку приемного механизма.

Дженсон сделал еще одно дельное предложение — усилить досмотр техники из США, которые также были известны более небрежным выполнением российских заказов.

юрист-коммунист

Советский Союз закупал нефтеперерабатывающие заводы в Соединенных Штатах через Амторг, принадлежащий Американской локомотивной компании (Алко). К счастью для правительства Советского Союза, Алко вела переговоры с Амторгом через юриста компании, который был членом Коммунистической партии США. Этот человек быстро понял, как именно делалось дело, и, не в силах увидеть это безобразие, в конце 1929 года представил одному из лидеров Коммунистической партии Соединенных Штатов Уильяму Вейнстону служебную записку, в которой подробно описывалось, как закупка американского оборудования осуществлялась по завышенным ценам. Цены. .

Как оказалось, в начале 1929 года Амторг согласился без переговоров и без условий заплатить чикагской Graver Corporation 1 230 000 долларов за три двойных перегонных куба системы Дженкинса. Из-за финансовых проблем компания вскоре заключила контракт с American Locomotive Company на 740 589 долларов. Сама компания Graver сделала только дизайн, который стоил всего 22 000 долларов. Всего по договору СССР Амторг выплатил 467 411 долларов за халатность чиновников, разбрасывающих народные деньги. И это в то время, когда люди в сельской местности буквально голодали.

В августе 1929 года ситуация повторилась у бостонской компании EV Badger & Sons Co. Амторг заказал у этой компании дистилляционную колонну производительностью 10 000 баррелей в сутки за 407 500 долларов. Компания выполнила проектирование на сумму не более 12 000 долл. США и заключила контракт с компанией Heat Transfer Products Inc. на сумму 256 289 долл. В данном случае переплата составила 139 211 долл. США.

Другой контракт с компанией Badger привел к потере государственных средств в размере 207 424 долларов. Общая стоимость контракта составила 450 000 долларов США. И как обычно, бизнесмены нагрели руки и отдали заказ компании «Теплообменные продукты» за полцены. По оценке юриста-коммуниста, переплата по этому контракту составила 83%!

Американская красота

Контракт с небольшой инженерной фирмой Winkler-Koch Engineering Company предусматривал оборудование на сумму 1 902 000 долларов. Условия контракта были отличными - при осмотре техники в Нью-Йорке 80% суммы выплачивалось американцам, остальные 20% выплачивались СССР после поставки техники. Компания просто купила оборудование у 30 различных компаний, запросила у Амторга еще 656 000 долларов и потратила всего 16 000 долларов на проектирование. Но снова советских чиновников обманули — за дизайн заплатили 48 тысяч долларов.

Амторг на 100% переплатил по контрактам с Forster Wheeler Inc. В первый раз американцы перебили советскую цену на 142 000 долларов, а во второй раз на 118 000 долларов. Но что было совершенно ошеломляющим, так это контракт на 915 335 долларов с нью-йоркской компанией Max B. Miller Co. Только за дизайн Миллер взял 245 000 долларов. На самом деле эта работа стоила не более 35 000 долларов.

Кроме того, американские дилеры не проверяли документы и контракты и охотно платили наценку за то, что обычно входило в стоимость поставки оборудования. Например, они могут платить несколько раз за один и тот же проект, если оборудование доставлялось несколько раз.

Поставляемое оборудование часто было некондиционным, некачественным, и чиновники Амторга просто закрывали на это глаза. Вывод был очевиден: чиновники и инженеры Амторга либо неграмотны, либо коррумпированы. Они часто вели дела через бывших сотрудников Амторга, которые грели на этом руки. Названы имена виновных — это бывшие сотрудники Файнберг и Шерман и Антонов, сотрудник Амторга. Переплата по контрактам 1929 года составила 2 337 046 долларов, что на общую сумму 5 409 835 долларов по контрактам.

« Народные деньги плакали! - так высказался по этому поводу Иосиф Сталин. На специальном заседании Политбюро было принято решение свести к минимуму сотрудничество с США. О наказании руководителей Амторга Политбюро не говорило. Фактически были собраны последние сбережения по стране вновь обогатился за счет американских бизнесменов.