Найти в Дзене
Фантазёрка

"Не хотим жить в ра6стве совка" - вооруженное восстание казаков и амурских крестьян

В 1924 году в Благовещенском районе Амурской области вспыхнуло Зазейское восстание (территориально все произошло за рекой Зеей). Оно стало самым массовым и крупнейшим восстанием крестьян и казаков на Дальнем Востоке против советской власти. Только регулярные войска смогли подавить восстание. Зазеевское восстание в Приамурье в 1924 г. В начале 1920-х годов крестьяне Дальнего Востока не жаловались на свою жизнь: почти четверть хозяйств принадлежала «кулацким» хозяйствам, около 70% считались «середняками». Лишь 5-6% можно отнести к бедным. И тогда под термином бедняк подразумевали, например, вдову, оставшуюся с кучей малолетних детей после смерти кормильца, раненого крестьянина, семье которого больше не с кем работать. Сияющее будущее Гораздо реже в эту категорию попадали отъявленные мерзавцы и пьяницы. Поэтому большевистский идеологический лозунг «земля крестьянам» не нашел большого отклика у местного населения на Дальнем Востоке. У местных крестьян была земля и без большевиков. С середи
Оглавление

В 1924 году в Благовещенском районе Амурской области вспыхнуло Зазейское восстание (территориально все произошло за рекой Зеей). Оно стало самым массовым и крупнейшим восстанием крестьян и казаков на Дальнем Востоке против советской власти. Только регулярные войска смогли подавить восстание.

Зазеевское восстание в Приамурье в 1924 г.

В начале 1920-х годов крестьяне Дальнего Востока не жаловались на свою жизнь: почти четверть хозяйств принадлежала «кулацким» хозяйствам, около 70% считались «середняками». Лишь 5-6% можно отнести к бедным. И тогда под термином бедняк подразумевали, например, вдову, оставшуюся с кучей малолетних детей после смерти кормильца, раненого крестьянина, семье которого больше не с кем работать.

Сияющее будущее

Гораздо реже в эту категорию попадали отъявленные мерзавцы и пьяницы. Поэтому большевистский идеологический лозунг «земля крестьянам» не нашел большого отклика у местного населения на Дальнем Востоке. У местных крестьян была земля и без большевиков. С середины XIX века царская политика была направлена на создание всех условий для заселения края казаками и крестьянами из средней полосы России.

К третьему десятилетию «кулацкие» наделы достигли 545 га (500 акров), а «среднее» хозяйство в среднем составляло 30 акров (почти 33 га).

С 1901 года "валков" от переезда на Дальний Восток стало меньше. Например, каждая переселенная семья получила по 15 десятин на человека. Но были и другие бонусы. Крестьяне освобождались от уплаты подушной подати пожизненно и от воинской повинности сроком на 10 лет. В таких условиях с учетом трудолюбия можно было обзавестись крепким хозяйством и жить в достатке.

Поэтому с приходом Советской власти крестьяне Дальнего Востока видели больше недостатков, чем достоинств.

Осенью 1923 года сельскохозяйственный налог для крестьян был сразу увеличен на 25%. Революционный комитет Дальнего Востока (Дальревком) по распоряжению Совета Народных Комиссаров РСФСР потребовал во что бы то ни стало и в кратчайшие сроки претворить в жизнь планы взимания сельскохозяйственных налогов. Поскольку налоговая ставка была внезапно и значительно увеличена, у многих «налогоплательщиков» просто не было физической возможности пополнять государственную казну по мере необходимости. Хотя у некоторых фермеров видимо было такое желание. Не все хотели мириться с советской властью.

В результате налоговая кампания сопровождалась массовыми злоупотреблениями со стороны местных властей. « Репрессии во время похода против неплательщиков податей вызвали ряд эксцессов в некоторых губерниях, где сильно кулачество, что привело к массовому отказу от приема жалованья и вспышке восстаний в Тверской области, Забайкальской губернии и возглавил Амурскую губернию. ", - говорится в обзоре политического и экономического положения СССР за ноябрь - декабрь 1923 года.

К началу 1924 года многие жители края, помогавшие строить Советскую власть в годы Гражданской войны, поняли, что то самое «светлое будущее», за которое они так долго боролись, уже близко. Это была последняя капля.

Конечно, существовала и так называемая «официальная версия», объяснявшая начало массового восстания. В ней не было места ни повышению сельскохозяйственных налогов, ни зверствам амурских властей.

Казаки и крестьяне

Казаки Амурского казачьего войска, сформированного в 1858 году, стали формировать революционную армию. Деревни восьми Волос, в которых проживало в то время около 70 000 человек, приняли участие в восстании. В вооруженных отрядах насчитывалось до пяти тысяч крестьян и казаков. Организаторами восстания были братья Родион и Петр Чешевы (или Чешовы, как они себя называли). Братья работали медиками, чтобы без подозрений ездить по деревням и объединять недовольных с режимом.

4 января 1924 г. село Гильчин восстало против действующей власти. Через несколько дней в районе деревень Толстовка и Тамбовка развернулись ожесточенные бои. Кстати, именно село Тамбовка впоследствии стало центром восстания. Там повстанцы организовали штаб в помещении сельской школы. В ходе одного из совещаний были сформулированы ближайшие цели: свержение Советской власти, разгром карательной армии и участие в мятеже соседних районов. При этом повстанцы уничтожали сельсоветы и исполкомы, уничтожали документы. Около 100 советских рабочих, коммунистов и комсомольцев были заперты в подвале штаба, то есть школы.

Первый бой произошел на границе у реки Амур. Следующий бой длился дольше - пятидневный бой (9-14 января) происходил у села Толстовка. Затем повстанцам пришлось отойти к Тамбовке.

18 января специально для ликвидации мятежа была создана Амуртройская группа, а решением Дальбюро ЦК РКП(б) и Дальревкома создан Военный совет Приамурской губернии. В ответ повстанцы сформировали 20 января Приамурское временное правительство во главе с Родионом Чесевым. Главнокомандующим стал бывший сержант Николай Корзеневский.

На следующий день повстанцы захватили деревни Анновка и Покровское. Но закрепиться в новых странах им не удалось. В этот же день туда вошли части Красной Армии. Завязалась драка. Красноармейцы разделили восставших на две группы, одна из которых стала продвигаться к границе, а другая — на северо-восток. 23 января группа повстанцев (включая штаб повстанцев), оттесненная через границу, высадилась на территории Китая. В это время северо-восточный отряд под командованием братьев Афанасия и Ильи Саяпиных, местных крестьян, без боя овладел станицей Константиновской. Некоторым из них повезло. Напуганные давлением, советские власти просто бежали. Однако радость от успеха была недолгой. Отряд братьев Саяпиных был почти полностью уничтожен 1 февраля. Выжить удалось лишь небольшой группе из 8-10 человек. Чтобы спастись, им пришлось бежать в тайгу.

Красноармейцы отбили Тамбовку 23 января. А 1 февраля остатки повстанцев у села Песчанозерка были готовы. Этот же день считается окончанием восстания Зазея.

Заключенные - расстрелять

По официальным данным, в боях было убито около 300 повстанцев. Было доставлено еще 1200 штук. Однако приведенным датам не стоит полностью верить, так как это даты большевиков (другие просто не сохранились). Например, в категорию «пленных» легко могли попасть те, кто не имел никакого отношения к мятежу. Они просто оказались не в том месте и не в то время.

Около 2000 фермеров и их семьи бежали в Китай. Но им там было тяжело. Денег на покупку земли не было, а работу в городах находили не все. Да, и хотя китайские власти терпели беженцев, но относились к ним с большим недоверием и регулярно мешали им жить мирно. Русские эмигранты пытались помочь своим соотечественникам, но их усилий было явно недостаточно.

После того, как «революционный огонь» был потушен, началась бойня. Пойманные участники беспорядков были расстреляны на месте. Хотя к пленным повстанцы относились гораздо гуманнее (их держали в импровизированной тюрьме в подвале школы). По мнению большинства историков, было расстреляно несколько сотен человек.

Отдельные повстанцы продолжали партизанское сопротивление до конца мая. Но их действия больше напоминали партизанскую войну, а месть отчаявшихся людей своим преследователям. На таких бойцов специальным постановлением советского правительства была наложена амнистия. Но это был всего лишь трюк. В надежде на помилование сдались 55 партизан. 32 из них были расстреляны (не сразу, конечно, а через некоторое время), остальные пока неизвестны.

Многим из тех, кто занимал высокие посты в Приамурском правительстве, повезло меньше. Они потеряли свои позиции. То же самое они сделали с полицией, которая в 1923 году была очень занята сбором налогов с населения.

Несмотря на поражение повстанцев, некоторые результаты были достигнуты. Таким образом, сельскохозяйственный налог был снижен, а часть имущества возвращена семьям участников восстания.