Найти тему
Жизнь cлучилась

Русские умельцы или история «потерянного» изобретения.

Оглавление
первый электический трамвай
первый электический трамвай

Приветствую Вас, подписчики, заинтересованные и просто любопытствующие на моем канале. Здравствуйте.

Этим пятничным вечером в рубрике #пятничная_story хотелось бы рассказать об изобретении, которое вовремя не оценили, побоялись открывшихся возможностей и...... в итоге все "лавры" присвоили другие.

Речь идёт о трамвае на электрической тяге.

Неумение достойно продемонстрировать своё инженерное изобретение, всегда было проблемой русского народа. А открывающиеся возможности, для изобретателей всегда были сродни чуду. "Чуду" соотечественники подивились и разошлись по своим делам. А иностранцы увидев перспективы, начинают пиарить и расхваливать его и в итоге - присваивают изобретение себе.

С чего всё началось. История

В августе 1880 года в Санкт-Петербурге на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка российский изобретатель, Фёдор Пироцкий, демонстрировал передвижение своего эспериментального электрического трамвая. Толпа изумлялась, восторгалась, а некоторые даже побаивались этой "чудомашины".

Газеты писали об этом событии так: "Несколько раз изобретатель проехал туда-сюда в пустом вагоне, потом Пироцкий пригласил в вагон 40 человек, люди откровенно побаивались, но любопытство брало вверх и они усаживались поудобнее. Пироцкий запустил двигатель и "чудо" повторилось"...
Фёдор Аполонович Пироцкий
Фёдор Аполонович Пироцкий

Казалось бы - ВОТ ОН ТРИУМФ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ. Лошадей, которых использовали в городских конках, можно было оставить для частных извозов, а городской траспорт перевести на электричество.

Тем более, что лошади настолько обильно "зановоживали" улицы, что это была существенная статья расходов по уборке продуктов их жизнедеятельности, которую можно было сократить.

конка 1877 год
конка 1877 год

Но, конфликт с обществом конных железных дорог Санкт-Петербурским властям был не нужен, потому что у них были заключены с ними долгосрочные контракты на 50 лет, а судиться и платить неустойку никто не хотел.

И ВСЕ ОСТАЛИСЬ НА КОНЯХ!

При этом сделав огромный шаг в прошлое.

Пироцкий продолжал разработки своего изобретения на собственные средства, но когда они закончились, он не смог найти финансовой поддержки у городских управ и разработки остановились.

Недальновидные чиновники отмахивались от изобретателя словами: "Прогресс - конечно хорошо, но как-то жили без него и дальше проживём. Тем более, что даже за границей такого нет, а они как известно, всегда были более прогрессивные, чем Россия. Странно как-то всё это".

Что было дальше

К изобретению проявил интересс немецкий предприниматель - Карл Сименс (отец-основатель одноименной компании Siemens). Это та, которая не так давно покинула Россию, громко хлопув за собой дверью. При этом они имели бизнес в России с 1853 года и выпускали не только телефоны, но и полюбившиеся нам Сапсаны.

сапсан
сапсан

Эффектно покидая Россию, отцы-основатели забыли, что именно Российская империя поддержала их в период банкротства у себя на родине в Германии, разместив у них заказ на проведение телеграфной сети по территории России.

После этого, Карл Симерс, перебирается в Санкт-Петербург и начинает протягивать в Царской России телеграфные кабеля. За 2 года работы было проложено более 9 тыс. киллометров проводов. И в итоге из семейной мастерской, Siemens выросли в Международную компанию, а Карл фон Сименс даже принял российское гражданство.

Вот именно в то время он и увидел изобретение Фёдора Аполоновича Пироцкого - трамвай на электрической тяге. Сименс не единожды встречался с русским изобретателем, слушал и запоминал новаторские идеи русского гения.

Ну а потом...! Братья фон Сименс открывают в 1881 году в Берлине первую постоянную трамвайную линию на электрической тяге. А уже 13 июня 1892 года, в Киеве - открываются первые трамвайные пути. Строителем-подрядчиком выступает фирма Siemens.

А изобретателем трамвая на электрической тяге, весь мир считает Вернера Сименса, брата Карла Сименса.

Вернер Сименс
Вернер Сименс

До Санкт-Петербурга - этот вид транспорта докатился, лишь в 1907 году, а Пироцкий после провалившихся эспериментов с трамваем, вернулся на службу артиллерийским офицером. После непродолжительный работы он уходит в отставку с урезанной пенсией, а так-как все сбережения он потратил на разработку своего изобретения, он влачил жалкое существование, настолько нищенское, что на похороны родственники брали кредит.

Русские умельцы одержимые идеей заботы о Родине, совершенно не заботятся о собственной финансовой выгоде. Ну не умеют они набивать себе цену и хвалить себя. Может поэтому, так тяжело было техническим изобретениям пробиваться в российской действительности?

Вот такая история изобретения электрического трамвая и загадочной русской душе бессеребреника.

современный трамвай в Москве
современный трамвай в Москве

****************************************************************************** Спасибо, что остаётесь на канале. Здесь не только полезно, но и интересно.