На волне недавнего рассказа о церкви Пимена Великого в Новых Воротниках с его уникальным мраморным иконостасом расскажу о своей вчерашней короткой поездке в Балашиху, после чего снова вернусь к повествованию о красотах Бульварного и Садового колец Москвы. Тем более что все эти места связаны одними и теми же именами, одними и теми же судьбами.
И сегодня у нас будет история про не менее удивительный храм, расположенный в поселке Саввино города Балашихи (Железнодорожного). Удивителен же он тем, что…
…В этом храме – фаянсовый иконостас
Этот завораживающий, притягивающий взгляды шедевр изготовлен на тверской фабрике Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Кузнецова, известной ныне как Конаковский фаянсовый завод. Жертвователем его для храма Преображения Господня в селе Саввино стал Викула Елисеевич Морозов, также памятный нам по еще одной совсем недавней статье. К слову сказать, и Кузнецов, и Морозов – оба старообрядцы – являлись щедрыми благотворителями и храмоукрашателями, впрочем, не особенно распространялись об этой стороне своей жизни, являя достойный пример смирения и скромности, столь необходимый многим как в те времена, так и сегодня.
Автором проекта иконостаса стали директор Института гражданских инженеров, профессор архитектуры Василий Антонович Косяков и сотрудник фабрики Кузнецова, скульптор-самоучка, выходец из крестьян, Николай Васильевич Анненский.
При этом изготовлен он был столь искусно, что даже сейчас, по прошествии полутора веков, эмаль его блестит так же, как она блестела в первый день открытия храма. Достигнуто это благодаря уникальной технологии: отдельные блоки, из которых позже, уже на месте, собираются готовые иконостасы, после их формовки, раскраски, покрытия глазурью и позолоты обжигали при температуре свыше 1200 градусов.
Кстати, в те времена подобные иконостасы были не редкостью. Одна только фабрика Кузнецова изготовила их целых тридцать восемь! Они стояли и в Москве, и во многих других городах, к примеру – во Владимире, в Петербурге, в Казани, в Керчи и в Баку. Один иконостас в 1900 году был даже выставлен на Всемирной выставке в Париже и там же куплен для православной церкви в чешском городке Марианске-Лазне.
Уцелели до наших дней, к сожалению, единицы. И один из них – здесь, в Саввине.
Иконостасов здесь на самом деле три. Центральный – трехъярусный, двенадцати метров в ширину и шести в высоту (9 фото).
Пятиметровый левый, северный придел посвящен Преподобному Серафиму Саровскому (3 фото).
А правый – южный – Сергию Радонежскому (3 фото).
Росписи сводов и стен храма, традиционно, покажу отдельно (21 фото).
Постройка храма в том виде, который дошел до нас, заняла очень долгий срок – целых 42 года. Хотя вся история церкви в селе Саввино…
…Уходит в глубокую древность
Есть предание, что в четырнадцатом веке здесь стоял маленький монастырь, основанный иноками Симоновой обители. Те были известны своей скромностью и любовью к уединению, ради чего однажды даже перенесли монастырь в более глухое место, о чем я тоже рассказывал однажды.
Рассказывают, что некий монах Савва, уступивший свою вотчину в Переславском уезде князю Дмитрию Донскому, получил взамен эти глухие, пустынные в те времена подмосковные земли. Истинно то предание или нет – сложно сказать, официальных документов, свидетельствующих о бывшем здесь монастыре, не нашлось. Однако известно, что местность вокруг «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле принадлежали церкви.
Первый Преображенский храм здесь упомянут в писцовых книгах 1623 года:
«Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было…»
Саввино в ту пору было селом крайне бедным – всего семь дворов крестьянских семей да бобылей. Да еще и постоянно переходило из рук в руки, пока не досталось стольнику Алексея Михайловича Василию Нагово, а после его смерти в 1641 году – боярину Федору Стрешневу. Сын Стрешнева, Иван Федорович, в 1665 году наконец-то возродил тот полумертвый храм из писцовой книги. Выстроил взамен пришедшего в негодность новый Преображенский храм с приделом в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы.
В 1681 году Саввино сделалось приданым дочери Ивана Стрешнева Авдотьи, вышедшей замуж за фаворита царевны-регентши Софьи Василия Голицына, а спустя всего восемь лет – когда Голицына лишили всех титулов и имущества и сослали с глаз долой, село вместе с храмом перешло государству и было заново возвращено Стрешневым. И – в 1722 году – снова досталось Голицыным, теперь уже в лице сына опального князя Василия – Алексею Васильевичу. Да так в дальнейшем за Голицыными и оставалось, переходя из поколения в поколение.
Да, Россия всегда была известна тем, что многое в ней быстротечно и переменчиво, но в то же время неизменно.
Выстроенный Стрешневым второй деревянный храм простоял немногим больше ста лет и был в 1777-м заменен третьим, также деревянным, на каменном фундаменте и с деревянной колокольней. И также в честь Преображения Господня. Внутри тот храм был оштукатурен и расписан, а снаружи обшит тесом и окрашен. Богослужения в нем продолжались вплоть до 1880 года, пока не обветшал и он.
- Так испокон веков и было заведено. На месте ветшающего строится новое, затем то новое снова ветшает и перестраивается заново. Становится мало – делаются пристройки. Затем все гибнет в огне пожара, в ходе войны или от мародерства – и заново возрождается. Но никогда за века Истории, за исключением последних десятилетий, не возникало странного и имеющего постыдное, пренебрежительное значение термина – новодел. Здание храма могло простоять десять, двадцать или сто лет и долее – и быть заменено на новое. Но всегда считалось, что это – та же самая церковь, история которой неизменно тянется с пятнадцатого, шестнадцатого, восемнадцатого столетия…
Ветхую церковь закрыли. В 1892 году разобрали колокольню, само же здание оставалось на месте, пока не погибло в пожаре где-то в тридцатых годах двадцатого века.
Тем временем в селе Саввино строился, частично даже начав уже действовать…
…Новый храм
Заложен был новый храм в 1870 году, а первый этап строительства завершили в 1873-м, когда на праздник Казанской иконы Божьей Матери освятили боковой придел и колокольню, где с того времени уже регулярно велись богослужения.
«30-го июля, прихожане Преображенской церкви, села Саввина, молебствовали об отвращении грозящей опасности от холеры. Накануне, по приглашению местного священника о. Морозова, из Косина прибыла святыня с крестным ходом, после встречи которого сейчас-же началась всенощная. На другой день после литургии, местным духовенством в соучастии с косинским был совершен крестный ход вокруг всего прихода, при большом стечении народа».
«Московские церковные ведомости» еженедельное издание №32 от 09.08.1892 г.
Строительство же продолжалось вплоть до начала двадцатого века.
Церковь в результате такой продолжительности работ и частой смены архитекторов (над ее строительством потрудились Алексей Алексеевич Ветлицкий, Александр Васильевич Яковлев, Н. Потапов) вышла довольно эклектичной. Основной ее объем – традиционно ампирный, фасады и колокольня же украшены в русском стиле и узорочье.
Строился храм на пожертвования прихожан. В 1905 году приход Преображенской церкви составлял 2656 душ. Значительную часть средств принесли князь Сергей Александрович Ухтомский, похороненный здесь же, возле храма, и Иван Кондратьевич Поляков – директор Саввинской мануфактуры Викулы Морозова, также старообрядец.
1 февраля в селе Саввине, Богородскаго уезда, было освящение в новоустроенном храме придела во имя Преподобнаго Сергия, игумена Родонежскаго, преосвященным Василием, епископом Можайским.
Накануне было отслужено всенощное бдение местным настоятелем священником о. А. М. Морозовым. На литию и величание выходили ключарь храма Христа Спасителя протоиерей о. Н. А. Розанов и казначей Махрищской пустыни о. Сергий.
В самый день освящения, в 10 часу утра, из Москвы со станции «Обираловка» прибыл преосвященный епископ Василий. После встречи и по облачении, преосвященный совершил чин освящения нового престола и затем божественную литургию в сослужении: о. протоиерея Н. А. Розанова, о. благочинного А. А. Холмогорова, казначея Махрищской пустыни о. Сергия и сельца Милет священника Г. Н. Державина.
Раннюю литургию совершал местный о. настоятель.
Все церковныя службы на клиросах пел местный церковный любительский хор.
По прочтении Евангелия за поздней литургией настоятель храма о. Алексий сказал слово. За причастным стихом преосвященным было сказано трогательное слово. Слово владыки, произнесенное им с обычным воодушевлением, выслушано было с благоговейным вниманием, несмотря на то, что в храме была не одна тысяча народу.
Торжество окончилось в исходе второго часа. По окончании богослужения, владыка долго благословлял богомольцев и направился в дом местнаго настоятеля, где для гостей была предложена праздничная трапеза, которую разделил и преосвященный.
По окончании обеденнаго стола, владыка посетил местную церковно-приходскую школу.
Около 5 ч. вечера преосвященный Василий, при торжественном колокольном звоне, отбыл в Москву, оставив у всех своим посещением неизгладимо приятное впечатление.
«Московские Церковные Ведомости», еженедельное издание №11 от 14-го марта 1909 года.
Но идиллия, как мы понимаем, длилась недолго. Вскоре после окончания всех работ над строительством нового храма свершилась революция, о которой так мечтали большевики. В 1921 году церковь Преображения закрыли и разграбили, лишь чудом не разрушив и не уничтожив уникальный драгоценный иконостас.
В период же нынешнего духовного возрождения при Саввинском храме была построена новая воскресная школа для взрослых и детей, организованы кружки резьбы по дереву, ручной вышивки, столярного дела; открыта библиотека духовной литературы.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...