Найти в Дзене

Гибель Спартака. Загадка исчезновения тела полководца

В битве при Силаре в 71 году до новой эры армия восставших рабов потерпела поражение от легионов Марка Красса, а сам Спартак погиб в сражении и его тело не было обнаружено. По факту пропажи тела Спартака существуют две версии: по одной из них полководец был изрублен легионерами в куски, по другой – телохранители сумели вынести с поля боя своего погибшего вождя. Я не буду подробно останавливаться на изучении первой версии как неправдоподобной, поскольку изрубить в куски тело, защищенное доспехами, невозможно. Даже если труп Спартака был обезображен до неузнаваемости, то его можно было опознать по защитному снаряжению. После битвы при Тразименском озере карфагенский полководец Ганнибал отдал приказ своим воинам найти тело погибшего римского консула Гая Фламиния и с подобающими почестями предать его труп погребению. Тело Фламиния не было найдено по той простой причине, что убивший консула галльский воин Дукарий из племени инсубров обезглавил труп полководца и в качестве трофея снял с него богатые доспехи. Следует учитывать, что Марк Красс находился в непосредственной близости от пробивающегося к нему Спартака и после гибели вождя и отступления восставших мог незамедлительно лично убедиться в смерти противника, осмотрев даже изрубленное на куски тело, но не сделал этого. Тем более что Красс дал Сенату клятвенное обещание доставить в Рим Спартака живым или мертвым.

Во многих статьях, посвященных гибели Спартака версию о том, что полководец «был изрублен на куски» авторы публикаций ошибочно приводят в качестве не существующей цитаты и выдержки из повествований Аппиана или Плутарха. На самом деле античные летописцы ничего подобного не утверждали. Вот что дословно говорится о смерти Спартака у Аппиана: «Спартак был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападающих, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Его тело не было найдено». По Флору: «Сам Спартак, сражаясь в первом ряду, с изумительной отвагой, погиб, как подобало бы великому полководцу». Многие авторы публикаций почему-то делают вывод о том, что Спартак сражался в одиночку, но если верить Флору, то предводитель повстанцев бился в первых рядах, а это говорит о том, что рядом с ними были соратники. Плутарх свидетельствует, что Спартак: «устремился на самого Красса, но из-за массы сражавшихся и раненых ему не удалось добраться до него. Зато он убил двух вступивших с ним в бой центурионов». Таким образом, высказывание о том, что Спартак был изрублен на куски, является плодом чьего-то воображения и ссылка на него как основополагающий документ несостоятельна.

Я не сомневаюсь в том, что после гибели полководца телохранители Спартака вынесли его тело с поля боя. В каждой армии античных времен при полководце во время сражения находился элитный отряд телохранителей, состоявших из самых отважных и преданных военачальнику воинов. Численность данных отрядов в разных армиях было различной, и колебалась от 300 гоплитов у спартанского царя до 10 000 гвардейцев и так называемых «Бессмертных» у персидских монархов. В обязанности телохранителей входило обеспечение личной безопасности полководца на поле боя. Для телохранителей существовало негласное правило, по которому они во время боя должны были неотступно следовать за своим вождем и визуально не терять его из виду в хаосе и суматохе сражения. В случае необходимости телохранители были обязаны передавать полководцу свой меч, копье, щит или лошадь. При этом сам телохранитель ради безопасности своего полководца мог на время остаться безоружным. В боевом построении охрана была обязана находиться на расстоянии вытянутой руки от идущего в бой полководца, а при преследовании противника или отступлении следовать за военачальником неотступно и закрывать его щитами от летящих вражеских стрел или брошенных копий.

В самом начале битвы при Левктрах в 371 году до новой эры между фиванцами и лакедемонянами был смертельно ранен спартанский царь Клеомброт. Тем не менее, его телохранители на время сумели оттеснить фиванцев и вынести царя с поля боя. Можно отметить проявленную отвагу и героизм телохранителей царя Спарты Леонида в битве при Фермопилах. Тогда лакедемоняне посчитали необходимым делом даже в столь безнадежной для них ситуации четырежды отбить у персов тело погибшего Леонида. Согласно свидетельствам летописцев Спартак погиб во время наступления повстанцев, пробиваясь к римскому командованию в лице Красса, окруженному телохранителями преторианцами. Из этого следует, что Спартак был не один и его окружали многочисленные соратники, пытавшиеся последним натиском на римские легионы переломить ход сражения. Если бы Спартак погиб во время панического бегства своих воинов, то его телохранителям было бы гораздо сложнее вынести тело полководца с поля боя. Но повстанцы после гибели своего вождя отошли в относительном порядке и по причине наступающей темноты Красс не решился преследовать противника. Отряд телохранителей Спартака, скорее всего, состоял из числа бывших гладиаторов, которые в свое время давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой считались «юридически мертвыми». Поэтому крайне маловероятно, что не имевшие право на проявление трусости и страха гладиаторы, могли оставить на поле сражения тело своего полководца.

В битве при Силаре де-юре римляне одержали победу над повстанцами, но фактически армия Спартака не была уничтожена. По данным Ливия число погибших восставших составило 60 000, но это явное преувеличение, даже не принимая во внимание данные Веллия Паперкула о численности армии мятежников перед битвой в 49 000 человек. По оценкам историков, армия Спартака потеряла в сражении не более ¼ личного состава. Сравнивая длительность предыдущих сражений, и учитывая в них количество потерь, ученые предполагают, что в битве при Силаре погибло примерно 12 500 восставших. Бой был встречный и обе армии столкнулись в походном марше. По этой причине перед битвой повстанцы расположились палаточным лагерем, не возведя укрепленных сооружений, и не позволили римлянам сделать то же самое. Сражение началось примерно в три-четыре часа дня, а в январе в данной местности полные сумерки наступают уже к 8 часам вечера. Поэтому сражение длилось не более четырех часов и за столь короткий промежуток времени повстанцы не могли понести значительные людские потери. Орозий пишет, что «Красс поразил громадное количество рабов. Остальные же, которые бродили повсюду, спасшись от этого боя, были уничтожены при помощи частых засад многими римскими вождями». По Аппиану: «Многие повстанцы успели скрыться в горах, куда они бежали после битвы. Красс двинулся на них. Разделившись на четыре части, они отбивались, пока не погибли все, за исключением шести тысяч, попавших в плен». Еще один крупный отряд мятежников численностью в 6000 человек организованно двинулся на север, пытаясь покинуть пределы Италии, и был уничтожен Помпеем только в Этрурии.

По всей видимости, осознав, что лишились предводителя, повстанцы ночью оставили лагерь, но не рассеялись мелкими группами по окрестностям, а крупными отрядами пытались укрыться в горах. То, что армия Спартака после битвы разъединилась на пять крупных отрядов, свидетельствует об отсутствии единоначалия в рядах повстанцев. Отступление произошло спешно и именно ночью, так как повстанцы в целях мести не успели уничтожить в своем лагере 3000 пленных римских легионеров, захваченных после не давних одержанных побед над Аррием и Скрофой.

Римляне обязательно должны были осмотреть поле боя на предмет обнаружения тела Спартака как доказательства его смерти. В Риме в те времена существовала формула – «предъяви тело». Не исключено, что легионеры осматривали не только поле боя, но искали и предполагаемое место погребения вождя восставших. Соратники Спартака по причине отсутствия времени, не сумели бы предать тело своего военачальника кремации, и произвели ночью простое погребение в могильной яме. Они знали, что римляне могли надругаться над трупом поверженного противника, как это было сделано с телами Гасдрубала Барки и Децебала, тела которых обезглавили. Античная история знает примеры, когда даже могилы врагов подвергались осквернению, а их прах или кости выбрасывались из погребения с целью мести, так как это сделала мать Александра Македонского – Олимпиада в отношении сына Антипатра. Поэтому погребение Спартака должно было произведено на скорую руку, тайно и без отличительных знаков на месте могилы.

Я мысленно перебрал в памяти случаи смерти полководцев античных времен, аналогичные гибели Спартака и вспомнил только одно сражение при Мегалополе. Тогда спартанский царь Агис III, раненый копьем в бедро, стоя на колене, отражал натиск врага. Македоняне не решились сблизиться с бесстрашным царем Спарты и издали забросали его копьями.

Спартанцы выносят с поля боя смертельно раненного царя Клеомброта
Спартанцы выносят с поля боя смертельно раненного царя Клеомброта
-3
-4
-5
Инсубр Дукарий с головой римского консула Гая Фламиния в битве при Тразименском озере
Инсубр Дукарий с головой римского консула Гая Фламиния в битве при Тразименском озере
-7
-8