В советское время купить дешевую машину за городом можно было только в наивной детской песенке. На самом деле все было намного сложнее: ни дорого, ни дешево, ни в городе, ни за городом, просто так обычный советский человек не мог купить машину. Известная аксиома «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» получила полное признание только в постсоветский период. До этого автомобиль считался лишь роскошью и вовсе не был обязательным для советского человека. И получить эту «роскошь» было непросто даже человеку, готовому купить машину на свои честно заработанные деньги.
Покупка автомобиля в СССР
Путь к мечте на четырех колесах
С тех пор прошло три десятка лет, и сегодня уже забыты трудные пути и хитрые конструкции, позволившие приобрести тогда столь желанный автомобиль. Один из самых надежных способов стать владельцем автомобиля — это достижение. Это может быть работа, это может быть военная служба. Страна Советов поощряла своих героев, в том числе и автомобилями. Разумеется, самые смелые и смелые граждане СССР получали автомобили бесплатно от генеральных секретарей лично. Ветераны войны и унтер-офицеры имели возможность раз в жизни купить автомобиль за полную стоимость, но без привычной для всех очереди. Иногда автомобиль был сравним с государственной наградой.
Однако пообещать не значит выйти замуж. Автор данной статьи вспоминает случай, произошедший в 1983 году, когда была поднята атомная подводная лодка, затонувшая на небольшой глубине у берегов Камчатки. Для выполнения этой сложной операции мичману-водолазу пришлось углубиться, подняться на борт и выполнить сложную и опасную процедуру. Главком ВМФ, прибывший на место аварии и попрощавшийся с водолазом, во всеуслышание сказал: « Если ты это сделаешь, помни, что Волга твоя ». Водолаз сделал, но адмирал, уезжая в столицу, забыл о Волге.
Помимо обычной торговли существовала система распределения автомобилей по компаниям, при которой специальная комиссия во главе с пресловутым «треугольником» комсорга, парторга и профсоюзного лидера отбирала из массы счастливчиков тех, кто в розыске. Учитывались профессиональные достижения, опыт и общественная деятельность (преимущественно участие в правящей партии) и, конечно же, лояльность к властям претендента. На крупном госпредприятии, где работал автор статьи, сотруднику, который хотел купить машину, в комиссии сказали следующее: «Говорят, ты вроде хороший работник, но ты даже не член Он тут же отреагировал: « Так я присоединюсь к вам, я давно этим занимаюсь ». Он тут же присоединился — и купил машину.
Однако абсолютному большинству граждан приходилось терпеливо ждать и копить деньги в течение пяти и более лет. Стоимость автомобиля ГАЗ-21 в середине 1970-х годов составляла около 9000 рублей, за «Жигули» первой модели (в просторечии «копейка») сначала нужно было заплатить 5200 рублей, но вскоре цена выросла. Запорожец остался самым скромным: стоимость начиналась с 1800 рублей, но в итоге достигла 4000 рублей, а после модернизации (ЗАЗ-968 М) превысила 5500 рублей.
При зарплате 120-150 рублей в месяц и большом количестве работающих членов семьи большинство граждан могли бы накопить столько денег. Во-первых, тратить их было почти не на что, а во-вторых, за годы ожидания они откладывали из семейного бюджета по 100 рублей в месяц, необходимую сумму, накопленную за семь лет. А те, кто не успел накопить денег, чаще всего собирали деньги у родственников и друзей и влезали в долги. В те годы к услугам банков не прибегали, так как их просто не было. Но, может быть, это было и к лучшему?…
Если бы у вас было не так уж мало денег и вы были готовы рисковать, вы могли бы купить автомобиль у спекулянтов, но по цене в 3-5 раз выше розничной цены. Кроме того, регистрация такого автомобиля (без свидетельства автодилера) требовала дополнительных (и значительных) затрат. Очень немногие граждане, которым посчастливилось работать за границей, по возвращении в Союз имели возможность использовать так называемые чеки Внешторгбанка (заменитель валюты) для покупки автомобиля без очереди.
Ожидание машины в общей очереди могло затянуться еще больше, так как туда каким-то образом попали новые люди из очереди, появившиеся из ниоткуда. Это, т.е. внесение вашей фамилии в списки, было возможно через знакомых в автосалоне после того, как списки дошли до менеджера. В то время не было ни электронной очереди, ни компьютерного учета, и отследить законность прохождения очереди было практически невозможно.
подержанный
Однако как окончательный владелец автомобиля гражданин не имел права распоряжаться им полностью по своему усмотрению. Машину можно было отдать только близкому родственнику с доказательством степени родства. Также можно было оформить доверенность (обязательно легальную) только на родственника, а на других людей – только на короткий срок. И владелец не имел права продавать свою машину кому бы то ни было. Все автомобили с пробегом продавались через специальные торговые точки, якобы предназначенные для борьбы со спекулянтами, но на самом деле ничего подобного не наблюдалось. Конечно, были разные коррупционные схемы. Например, за внушительную взятку комиссионеры как бы невзначай свели продавца и покупателя, давно уже обо всем договорившихся, в том числе и о фактической цене, которая могла значительно превышать официальную цену, установленную самим магазином. При этом покупателю иногда приходилось тратить значительно больше денег, чем при покупке нового автомобиля на длинную очередь.
Чудеса в Стране Советов
Иногда (очень редко) в автотрейдинге случаются чудеса, когда на рынок влияют события, казалось бы, не связанные с рассматриваемой темой. Так, в конце 1983 года в некоторых советских учреждениях можно было встретить объявления о срочной закупке автомобилей «Москвич» и в кредит. В это было трудно поверить, но это оказалось правдой. Выяснилось, что из-за сбитого 1 сентября советским истребителем южнокорейского самолета многие западные страны отказались от поставок советских самолетов. А «Москвичи» тогда, хоть и по демпинговым ценам, уже продавались в Ирландии и Шотландии (дополнительно в праворульной версии) и во Франции (тут предпочитали кузов кабриолет). В результате все экспортные поставки были заморожены, а переполнившие склады автомобили пришлось срочно выпускать на внутренний рынок. Но радость покупателей была недолгой. К сожалению, больше ничего не произошло. Правда, была еще короткая кампания (известная в основном ленинградцам) с так называемой переэкстракцией. Финляндия по каким-то причинам вдруг решила вернуть в Союз крупную партию автомобилей ВАЗ, которые уже были отгружены в эту страну. Была возможность заплатить за машину на родине и забрать ее в Финляндии. Проблемно, конечно (чтобы купить поездку, конечно, нужно было оформлять финскую визу с паспортом), но без очереди.
Был довольно страшный шанс выиграть московскую машину с билетом Спортлото. Конечно, мало кому так повезло, но кому-то повезло! Счастливый обладатель выигрышного билета, если бы не слишком мечтал стать водителем, мог бы продать его по цене, намного превышающей стоимость москвича. Были и известные уголовные дела о продаже поддельных выигрышных билетов, но здесь преступникам пришлось проявить высокий профессионализм и немедленную реакцию.
Напоследок хотелось бы вспомнить, как у меня появился мой первый автомобиль. Его мечта сбылась в моем очень раннем детстве, после того, как молодой солдат-водитель посадил меня, 8-летнего, за руль джипа и дал проехать на нем 100 метров, а когда я закончил обучение через 10 лет на ГАЗ-ММ (знаменитый "один полтора") я получил водительские права, стало понятно, что без машины я не могу. Однако в то время думать о покупке автомобиля студенту было несерьезно. Однако, так как я учился на 3 курсе Военмеха, то подумал "хуже не будет", и поехал в Апраксин Двор регистрироваться там для покупки Москвича-407. Стоил он тогда 25 000 рублей (по номиналу 1961 года - 2500). И — какое чудо! - Примерно через год я получу бабушкино наследство: моя доля 2200 рублей. Цель казалась очень близкой. Но моя серия выйдет только весной 1964 года, а Москвич-403 (пришедший на смену 407-му) уже стоит 3600 рублей. В то время я уже был квалифицированным инженером, но ввиду недавнего прибавления в семье сумма оказалась для меня непомерно высокой. К счастью, сделка продолжается: он предлагает беднякам, стоящим в очереди на «Москвич», купить недавно выпущенный «Запорожец». Так я стал обладателем ЗАЗ-965, получившего в народе прозвище "горб". И надо сказать, "ворчун" верой и правдой служил мне шесть лет, пока ему не на смену пришел его младший брат - ЗАЗ-966. Очередь за «казаками» двигалась быстрее, и я уже крепче стоял на ногах. ...Если честно, мы еще долго скорбим по советскому прошлому, но с чисто автомобильной точки зрения я бы предпочел настоящее. Хоть с возможными санкциями, хоть с российской сборкой, хоть со всем, главное возможность купить практически любую машину по душе.