Учёные института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ количественно измерили оппортунизм и отчуждение работников 25 ведущих российских компаний и разработали рекомендации изменений в институциональной структуре корпораций.
Новаторская методика стала прикладным итогом работы по гранту Российского фонда фундаментальных исследований доцента кафедры экономики отраслей и рынков Дмитрия Плетнёва и старшего преподавателя Елены Козловой. Предложения учёных-экономистов ЧелГУ связаны с разумной цифровизацией на рабочем месте, развитием более дружественной работнику корпоративной культуры и использованием многоуровневой, зависящей от результатов, системы карьерного продвижения и оплаты труда. Центральным же блоком в работе стало проведённое исследование отчуждения и поведенческого оппортунизма работников.
Для этого авторы разработали собственную методологию исследования. «Наше исследование и апробация методики начались с анализа склонности к оппортунизму будущих работников – студентов ЧелГУ, – рассказывает Елена Козлова. – В опросе принимали участие обучающиеся старших курсов направлений «экономика», «юриспруденция», «психология», «управление качеством», специальности «таможенное дело», что позволило охватить студентов, уже имеющих опыт или постоянное место работы. Исследование позволило не только оценить склонность к оппортунизму будущих специалистов, но и проанализировать наиболее привлекательные для них места работы, предпочтительные формы занятости, ожидаемый уровень дохода и типы мотивации».
Термин «оппортунизм» используется в политике и политологии, а также в экономической науке и в биологии. В современной экономической теории под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путём». Оппортунизм экономического агента рассмотрен в работах Оливера Уильямсона, который определяет это явление как «следование своим интересам, в том числе обманным путём, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post». С точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им предоставляется неполная или искажённая информация (в том числе обман, введение в заблуждение, искажение и сокрытие истины или другие типы запутывания партнёра).
Проведённый анализ выявил высокий уровень мотивации молодых сотрудников, которые в основном рассматривают свою работу как средство заработка и достижения личных целей. Переход к дистанционной форме обучения во время пандемии значительно повысил доверие студентов к дистанционному формату, который многие теперь рассматривают как основную форму занятости в условиях активного развития рынков удалённой работы. Отдельно стоит отметить, что уже в начале карьеры молодые работники готовы проявлять оппортунизм, причём преимущественно в активных формах, что указывает на необходимость его изучения и анализа для формирования правильных мотивов трудовой деятельности в начале профессионального пути.
Ранее никто в научном мире не предпринимал попыток количественно измерить отчуждение и оппортунизм, но теперь, благодаря научной работе коллектива ИЭОБиА ЧелГУ, эти категории можно оценить, разложить на отдельные компоненты и понять тенденции, как в сравнении между компаниями, так и в динамике. Всего в опросах приняли участие представители 25 ведущих компаний России. «В любом экономическом измерении всегда заложена определённая погрешность, ведь мы изучаем общественные процессы, фактически – субъект исследования выступает и его объектом, – отмечает Дмитрий Плетнёв. – Даже в современной физике признаётся, что объект изучения изменяется в процессе под действием того, кто его изучает. В экономике эта особенность выражена ещё сильнее. Ни в макроэкономике, ни в финансовой сфере, ни в области производственных отношений ничего нельзя измерить точно. Можно лишь получить более или менее достоверную оценку. И мы предложили методику, через применение и верификацию результатов которой можно получить достоверное знание о том, насколько сильно распространено отчуждение и оппортунизм работников в конкретной компании, как оно распределено и как на это виляют различные HR-мероприятия».
Понятия «отчуждение» и «оппортунизм» часто используются экономистами различных специализаций, но учёным ЧелГУ удалось совместить эти понятия в единой исследовательской программе. Также ими впервые применён косвенный метод оценки склонности к оппортунизму. Раньше оппортунизм измеряли только через оценку возможных потерь от таких действий или же использование прямых вопросов, ответы на которые не всегда правдивы. Дмитрий Плетнёв и Елена Козлова выявили поведенческие предпосылки этих явлений в пандемию и показали, что социальные, организационные и экономические факторы влияют и на отчуждение, и на оппортунизм работника.
К примеру, женатые и/или имеющие детей сотрудники, как правило, менее отчуждённые. Самая высокая степень отчуждения, согласно измерениям, у людей среднего возраста. Молодёжь более открыта и инициативна, да и в предпенсионном периоде работники обычно позитивно воспринимают своё место в рабочем процессе.
Важным фактором стало продвижение по служебной лестнице. Экономисты ЧелГУ выяснили, что в компаниях, где много карьерных ступеней, оппортунизм и отчуждённость проявляются меньше. А вот высокая зарплата, вопреки предположениям учёных, сама по себе не стала мотивирующим фактором, только в сочетании с карьерным ростом. Другой вывод: если часть зарплаты зависит от результата, люди также чувствуют себя менее отчуждёнными и настроены менее оппортунистично.
Рассматривая взаимосвязь оппортунизма и результатов работы по отраслям, исследователи выяснили, что в производственных компаниях зависимость обратная: чем меньше оппортунизм, тем выше результат. А в финансовых организациях, наоборот: чем выше уровень оппортунизма, тем выше результат.
Отдельным вопросом исследования стало влияние на степень проявления отчуждения и оппортунизма использования цифровых технологий, в том числе удалённой работы.
«Изначально мы полагали, что человек, погружённый в цифровые технологии, будет в большей степени ощущать отчуждённость. Оказалось – нет. Во всяком случае, пока, – отмечает Дмитрий Плетнёв. – А по удалённой работе результаты получились не столь оптимистичными. Одну волну опросов мы проводили в первый год пандемии, вторую – на следующий. Ответы были разные. В первый год степень отчуждения у «удалёнщиков» была меньше. Возможно, неопределённость ситуации, в которую мы все попали, нас сплотила. Вспомните, с каким энтузиазмом мы проводили рабочие совещания из дома. Через год уровень отчуждения при дистанте стал выше. Наверное, это связано с накопившейся усталостью от этих условий. В чистом виде удалённая работа, как показало исследование, связана с ростом отчуждения».
К методике, разработанной в ИЭОБиА ЧелГУ, уже сегодня проявили интерес несколько крупных компаний, в том числе входящие в Уральскую торгово-промышленную палату, в саморегулируемую организацию «Союз строительных компаний Сибири и Урала». Результатами трёхлетней работы стала публикация 32 статей, выступление авторов с докладами на 35 научных конференциях, семь из которых проходили за рубежом, среди них – The Fifteenth Forum of the World Association for Political Economy, Third World Congress on Marxism, 16th International Symposium in Management «Management, Innovation and Entrepreneurship in Challenging Global Times», 14TH Academy of Innovation, Entrepreneurship, and Knowledge Conference «Innovation, Management, and Governance for Sustainable Growth», 34 and 40 th Conferences of Eurasian Business and Economy Society.
Исследование экономистов ИЭОБиА ЧелГУ получило признание в мировом академическом сообществе: 10 статей были приняты к публикации в изданиях, проиндексированных Scopus и Web of Science.
Авторы надеются на интерес бизнессообщества к новаторской методике измерения, важной для оценки работников компаний, их вовлечённости в общее дело. Кроме того, есть интересные возможности продолжения исследования и в академическом поле, о чём говорит и интерес признанных в научном мире изданий и конференций.
Исследования в заданном направлении продолжатся.
Автор материала Наталья ЧАНОВА, фото Игоря Ашмарина