В 2024 году на Венецианской биеннале Великобританию будет представлять британский художник и режиссер Джон Акомфра. Ранее он был посвящен в рыцари за свои культурные достижения, а его работы можно увидеть во многих галереях мира: Tate, Design Museum, MoMA. Чем интересна личность самого художника и почему его творчество заслуживает отдельного внимания — разбираемся в новом материале.
Начало карьеры
Джон Акомфра — художник и режиссер, чье творчество сосредоточено на исследовании памяти мигрантов по всему миру. В Великобритании его регулярно приглашают и как куратора выставок. Акомфра стал одним из основателей Black Audio Collective — организации, которая исследует расовую несправедливость, изменение климата, проблему миграции и колониальное наследие. Помимо Акомфры в организации представлено творчество Дэвида Лоусона (автора идеи творческого объединения) и Лины Гопол.
Карьера Акомфры задалась не сразу. Будущий музейный куратор родился в Аккре — столице Ганы, расположенной на южном побережье Гвинейского залива. Родители художника занимались антиколониальной деятельностью. Эта личная история нашла отражение в его видеоинсталляциях. В одном из интервью он рассказал о причинах переезда из Ганы в Британию: «Мы уехали из Ганы, потому что жизнь моей мамы была в опасности после переворота 1966 года, а мой отец погиб отчасти из-за борьбы, которая привела к этому перевороту».
Впервые об Акомфре британская пресса заговорила в 1980-х годах , когда совместно с Лоунсом и Гопол он выпустил первый документальный фильм Handsworth Songs (1986), где где речь шла о беспорядках 1985 года в Бирмингеме и Лондоне. Идею они раскрыли через комбинирование архивных кадров, фотографий, недавно отснятых материалов и кинохроники. Фильм стал обладателем сразу нескольких международных призов и сформировал узнаваемый визуальный стиль Акомфры.
Творческий коллектив успел выпустить серию экранных инсталляций: «Неоконченный разговор» (2012), портрет теоретика культуры Стюарта Холла; «Перипетию» (2012), воображаемую драму о жизни людей; инсталляцию «Мнемозины» (2010), в которой коллектив повествует об опыте мигрантов в Великобритании и ставит под сомнение представление о Британии как о Земле обетованной, раскрывая реалии экономических трудностей и расизма. За эксперименты с музыкальным сопровождением творческий коллектив получил сразу семь номинаций, в том числе и на премию BFI имени Джона Грирсона.
Сольное творчество
Со временем Акомфра решил отдалиться от своих коллег и стал реализовывать творческий потенциал самостоятельно. С 2001 по 2007 год он занимал пост губернатора Британского института кино, а с 2004 по 2013 год — должность управляющего киноорганизацией Film London. Режиссер преподавал несколько курсов в Массачусетском технологическом институте, Университете Брауна, Нью-Йоркском университете, Вестминстерском университете и Принстонском университете. Еще он выступал с сольными презентациями в Bildmuseet, Институте современного искусства в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и Британском институте кино.
Критики отмечают, что Акомфре свойственна «приверженность радикализму как в политике, так и в кинематографе». По словам Колина Гранта, журналиста The Guardian, художник «заработал репутацию одного из самых новаторских кинематографистов Великобритании, чьи поэтические произведения более трех десятилетий борются с постколониальными взглядами».
«Море головокружения» (2015)
В 2015 году Акомфра представил свою трехэкранную киноинсталляцию «Море головокружения», в которой он исследует то, что Ральф Уолдо Эмерсон называет «возвышенными морями». Позже галерея SFMOMA анонсировала повторный показ инсталляции.
Сочетая архивные материалы, чтения из классических источников и недавно отснятые кадры, Акомфра фокусируется на беспорядке и жестокости китобойного промысла и сопоставляет их со сценами многих поколений мигрантов, переплывающих океан в поисках лучшей жизни. Он сочетает кадры, снятые на острове Скай, Фарерских островах и в северных регионах Норвегии, с архивными материалами, главным образом из отдела естественной истории BBC. Он также черпает вдохновение из «Моби Дика» Германа Мелвилла и поэмы «Нация китов» Хиткоута Уильямса.
«Пурпурный» (2017)
«Пурпурный» — иммерсивная шестиканальная видеоинсталляция, посвященная отношению человека к природе. В то время, когда выбросы парниковых газов находятся на исторически высоком уровне, а ледники продолжают таять, работа Акомфры ставит вопрос об ответственности за это человека. Джон Акомфра сочетает архивные материалы с недавно отснятыми кадрами и гипнотической звуковой дорожкой.
Новые фрагменты фильма были записаны в Гренландии и на Аляске. В сочетании с изображениями и видеоклипами с 1940-х годов до наших дней они образуют междисциплинарные проекты, затрагивающие области политики, истории и художественной литературы.
В 2019 году в первом павильоне Ганы на 58-й Венецианской биеннале Джон Акомфра представил «Четыре ноктюрна», трехканальное произведение, отражающее сложные отношения между природой и человеком.
Используя сокращающую популяцию слонов в Африке в качестве основы повествования, «Четыре ноктюрна» раскрываются как набор импрессионистских медитаций. Работа в частности исследует африканское культурное наследие.
Венецианская биеннале 2024
Джон Акомфра представит Соединенное Королевство на Венецианской биеннале 2024 года. Художник эмигрировал в Великобританию, когда ему было четыре года, и теперь сообщил, что чувствует «моральное обязательство» создавать работы, посвященные миграции, и противостоять негативному мнению общества в отношении беженцев, приезжающих в Европу.
Венецианская биеннале будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. За другими проектами можно следить на сайте организатора.