Найти тему
От Байкала до Амура...

Комсомол и весна в жизни Виктора Баженова

- Так как формировал я себя в те годы сам, в основном, на книгах, кинофильмах, то духовная жизнь для меня всегда имела смысл. Мой одноклассник учился в ИВАТУ, получил травму, я решил поехать к нему, чтобы как-то поддержать. Для этого пришлось обратиться в райком комсомола и взять путёвку на строительство Усть-Илимской ГЭС. Когда понял, что реально помочь ничем не смогу, то поехал в Усть-Илимск. По дороге встретил главного инженера автобазы «Ангарстроя», который сообщил, что та стройка завершается, начинается другая.

Так Виктор Баженов, человек в Усть-Куте и за его пределами достаточно известный, попал на БАМ. Это - депутат районной Думы, помощник депутата Законодательного Собрания Иркутской области М. Курбайлова. Виктор Петрович всегда имеет свою точку зрения и активно её высказывает, даже если она не совпадает с мнением большинства. Считает, что человек с активной жизненной позицией сохраняет её в течение всей жизни. Не нравится ему слово «ветеран».

Виктор Баженов всегда имеет своё мнение по любому вопросу
Виктор Баженов всегда имеет своё мнение по любому вопросу

В деревне на 40 дворов

Родился Виктор в Оренбургской области. Как сам говорит, в деревне на 40 дворов. Воспитывала его бабушка. Она умерла, когда парень учился только в восьмом классе. Поступить в вуз не было возможности, поэтому пошёл работать на механический завод учеником слесаря. Получил профессию.

В жизни каждого из нас большую роль играет окружение. Люди, которые влияют на нашу дальнейшую судьбу. В «Ангарстрое» парня встретил Илья Яковлевич Борзилов, заместитель начальника, участник Великой Отечественной войны. Расспросил обо всём, а после выписал комсомольскую путёвку на БАМ, в г. Усть-Кут. Виктора приняли на работу в СМП-286.

Илья Яковлевич Борзилов. Фото из открытых источников
Илья Яковлевич Борзилов. Фото из открытых источников

- На Пушкина, 55 был учебно-консультационный пункт, где готовили рабочих для будущей стройки. Платили стипендию, обеспечивали общежитием. Там я выучился на каменщика, - рассказывает Виктор Петрович. Ему даже вопросов задавать не надо: сам знал о чём говорить. Такой самодостаточный человек.

Юноша стал заниматься самбо, потом ушёл в армию. Был кандидатом в члены КПСС. После армии, вернувшись в СМП-286, поступил заочно в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (окончил его уже в Иркутске).

- На 4-ом прорабском участке мы тогда реконструировали столовую, строили новый многоквартирный дом и библиотеку, - неторопливо продолжает своё повествование Виктор Петрович. – А потом пригласили в партком и сказали, что видят меня в роли секретаря комитета комсомола СМП-286.

Для комсомольцев 70-80 годов- стройка была испытанием на прочность
Для комсомольцев 70-80 годов- стройка была испытанием на прочность

О социализации на стройке

- Теперь уже, с учётом возраста и жизненного опыта, понимаю, какое социальное общество мы строили и в принципе имели. Помимо формальных обязанностей: проведении комсомольских собраний, сбора членских взносов, организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, мы занимались военно-патриотическим воспитанием. Какие интересные мероприятия для ветеранов проводили на майские праздники!

Сегодня трудно себе представить, что кто-то будет ходить и проверять, как комсомольцы посещают школу рабочей молодёжи. А я это делал. Закон об обязательном среднем образовании работал. Людей мы учили, - убежденно заявляет Виктор Баженов. – Институт транспорта приём экзаменов и даже установочные сессии проводил на местах.

На праздновании 45-летия БАМа. Фото автора
На праздновании 45-летия БАМа. Фото автора

Приводит в пример себя, которого государство сначала выучило на каменщика (со стипендией!), потом опять же с сохранением заработной платы позволило окончить вуз. Виктор Петрович считает, что детскими домами должны заниматься крупные предприятия, чтобы в будущем выпускники были обеспечены работой.

- Сегодня мы бесплатно раздаём сиротам жильё, а социализации – умении жить и развиваться в этом обществе – не даём. Взять, к примеру, СМП-286. Это небольшой коллектив, но даже при нём мы имели освобождённого спортивного инструктора.

Им у нас был известный после энергетик, изобретатель Владимир Фёдоров. Какими видами спорта мы тогда только не занимались! Приобретали свой спортинвентарь, у нас были лыжи, мячи, спортивная форма.

Любовь, комсомол и весна были в жизни каждого из них. Фото из открытых источников
Любовь, комсомол и весна были в жизни каждого из них. Фото из открытых источников

Кузница кадров

На стройку направлялись лучшие кадры. Начальником СМП-286 был Василий Васильевич Блохин, главным инженером – Ренат Андреевич Толмачёв. Позже в поезде появился Валентин Александрович Лебедь – будущий главный инженер ГлавБАМстроя.

- Каждый прораб был уникальнейшей личностью. Один прорабский участок построил микрорайоны города, другой – станцию Портовую. Первый - все причальные стенки Осетровского речного порта. Такой была эффективность организации труда.

БАМ был кузницей кадров! На некоторых руководителей в то время мы смотрели как на небожителей. О каждом из них можно много говорить. И магистраль благодаря им построили! - рассуждает Виктор Петрович.

Трест «ЗапБАМстроймеханизация» возглавлял Евгений Владимирович Евтушенко. Не только сильный руководитель, но и прекрасный поэт. Как-то даже написал ответ поэту Евгению Евтушенко про утонувший экскаватор.

Трестом «Мостострой-9» руководил Иван Данилович Рассказов, инженер высшей квалификации, умелый организатор. Штаб по строительству Западного участка БАМа возглавлял Ефим Владимирович Басин, Герой Социалистического труда.

Ветераны магистрали с главой города Е. Кокшаровым
Ветераны магистрали с главой города Е. Кокшаровым

Сегодня же железнодорожники, выполняя правительственную программу реконструкции восточного полигона, даже проектировщиков не могут найти на обход Северо-Муйского туннеля. Профессиональных кадров, способных решать государственные задачи, в Восточной Сибири почти не осталось.

В 1979 году Виктор Баженов перешёл на работу в Усть-Кутский горком партии. Признаётся, что города, как единого хозяйственного субъекта, построено тогда не было. Не предусматривалось комплексного подхода в создании единых инженерных сетей, отопления, водоснабжения, очистных сооружений, проездов, дорог, водопропускных сооружений.

- Мы строили социальное общество, мы при этом забыли об эффективности производства и производительности труда. Монополия одной партии на власть привела к монополии на истину в отсутствии конкуренции и умении освоить научно-технический прогресс.

Они построили БАМ! Из открытых источников
Они построили БАМ! Из открытых источников

Кто, если не я?

Под этим девизом всегда жил и продолжает жить Виктор Петрович Баженов. И это не просто громкие слова. Считает, что сильный, духовно развитый человек, должен всегда развиваться, участвовать в жизни общества, внося свою посильную лепту.

Продолжает депутатскую деятельность, развивает своё ТСЖ. Своим примером показывая, что можно на собираемые средства, выигрываемые гранты много чего делать в своём многоквартирном доме. Уверен, что коммунальному беспределу, творящему в Усть-Куте, можно и нужно всегда противостоять.

Виктор Баженов живёт, радуется каждому дню и делает добрые дела
Виктор Баженов живёт, радуется каждому дню и делает добрые дела

Особая гордость многодетного отца – его три сына. Старший Владимир - директор Северобайкальского центра организации перевозок, средний Василий - начальник отдела пуско-наладки «Газпром Инвест», младший Данила – студент 2 курса ИрНИТУ (бывший политех). Виктор Петрович всегда учил их самостоятельно принимать решения, но прежде обязательно выслушать мнение родителей.

- О чём мечтает отец успешных сыновей, депутат и общественник сегодня? – обратилась я к нему.

- Мечтаю, чтобы наше общество наконец-то сформулировало идею социального государства. И реализовало её, потому что хищнический капиталистический строй, в котором мы живём сегодня, никому счастья не приносит.

А в личном плане продолжаю жить, радоваться каждому дню и делать полезные дела.

Спасибо, что остаётесь с нами)))

А о чём мечтаете вы?