- Так как формировал я себя в те годы сам, в основном, на книгах, кинофильмах, то духовная жизнь для меня всегда имела смысл. Мой одноклассник учился в ИВАТУ, получил травму, я решил поехать к нему, чтобы как-то поддержать. Для этого пришлось обратиться в райком комсомола и взять путёвку на строительство Усть-Илимской ГЭС. Когда понял, что реально помочь ничем не смогу, то поехал в Усть-Илимск. По дороге встретил главного инженера автобазы «Ангарстроя», который сообщил, что та стройка завершается, начинается другая.
Так Виктор Баженов, человек в Усть-Куте и за его пределами достаточно известный, попал на БАМ. Это - депутат районной Думы, помощник депутата Законодательного Собрания Иркутской области М. Курбайлова. Виктор Петрович всегда имеет свою точку зрения и активно её высказывает, даже если она не совпадает с мнением большинства. Считает, что человек с активной жизненной позицией сохраняет её в течение всей жизни. Не нравится ему слово «ветеран».
В деревне на 40 дворов
Родился Виктор в Оренбургской области. Как сам говорит, в деревне на 40 дворов. Воспитывала его бабушка. Она умерла, когда парень учился только в восьмом классе. Поступить в вуз не было возможности, поэтому пошёл работать на механический завод учеником слесаря. Получил профессию.
В жизни каждого из нас большую роль играет окружение. Люди, которые влияют на нашу дальнейшую судьбу. В «Ангарстрое» парня встретил Илья Яковлевич Борзилов, заместитель начальника, участник Великой Отечественной войны. Расспросил обо всём, а после выписал комсомольскую путёвку на БАМ, в г. Усть-Кут. Виктора приняли на работу в СМП-286.
- На Пушкина, 55 был учебно-консультационный пункт, где готовили рабочих для будущей стройки. Платили стипендию, обеспечивали общежитием. Там я выучился на каменщика, - рассказывает Виктор Петрович. Ему даже вопросов задавать не надо: сам знал о чём говорить. Такой самодостаточный человек.
Юноша стал заниматься самбо, потом ушёл в армию. Был кандидатом в члены КПСС. После армии, вернувшись в СМП-286, поступил заочно в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (окончил его уже в Иркутске).
- На 4-ом прорабском участке мы тогда реконструировали столовую, строили новый многоквартирный дом и библиотеку, - неторопливо продолжает своё повествование Виктор Петрович. – А потом пригласили в партком и сказали, что видят меня в роли секретаря комитета комсомола СМП-286.
О социализации на стройке
- Теперь уже, с учётом возраста и жизненного опыта, понимаю, какое социальное общество мы строили и в принципе имели. Помимо формальных обязанностей: проведении комсомольских собраний, сбора членских взносов, организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, мы занимались военно-патриотическим воспитанием. Какие интересные мероприятия для ветеранов проводили на майские праздники!
Сегодня трудно себе представить, что кто-то будет ходить и проверять, как комсомольцы посещают школу рабочей молодёжи. А я это делал. Закон об обязательном среднем образовании работал. Людей мы учили, - убежденно заявляет Виктор Баженов. – Институт транспорта приём экзаменов и даже установочные сессии проводил на местах.
Приводит в пример себя, которого государство сначала выучило на каменщика (со стипендией!), потом опять же с сохранением заработной платы позволило окончить вуз. Виктор Петрович считает, что детскими домами должны заниматься крупные предприятия, чтобы в будущем выпускники были обеспечены работой.
- Сегодня мы бесплатно раздаём сиротам жильё, а социализации – умении жить и развиваться в этом обществе – не даём. Взять, к примеру, СМП-286. Это небольшой коллектив, но даже при нём мы имели освобождённого спортивного инструктора.
Им у нас был известный после энергетик, изобретатель Владимир Фёдоров. Какими видами спорта мы тогда только не занимались! Приобретали свой спортинвентарь, у нас были лыжи, мячи, спортивная форма.
Кузница кадров
На стройку направлялись лучшие кадры. Начальником СМП-286 был Василий Васильевич Блохин, главным инженером – Ренат Андреевич Толмачёв. Позже в поезде появился Валентин Александрович Лебедь – будущий главный инженер ГлавБАМстроя.
- Каждый прораб был уникальнейшей личностью. Один прорабский участок построил микрорайоны города, другой – станцию Портовую. Первый - все причальные стенки Осетровского речного порта. Такой была эффективность организации труда.
БАМ был кузницей кадров! На некоторых руководителей в то время мы смотрели как на небожителей. О каждом из них можно много говорить. И магистраль благодаря им построили! - рассуждает Виктор Петрович.
Трест «ЗапБАМстроймеханизация» возглавлял Евгений Владимирович Евтушенко. Не только сильный руководитель, но и прекрасный поэт. Как-то даже написал ответ поэту Евгению Евтушенко про утонувший экскаватор.
Трестом «Мостострой-9» руководил Иван Данилович Рассказов, инженер высшей квалификации, умелый организатор. Штаб по строительству Западного участка БАМа возглавлял Ефим Владимирович Басин, Герой Социалистического труда.
Сегодня же железнодорожники, выполняя правительственную программу реконструкции восточного полигона, даже проектировщиков не могут найти на обход Северо-Муйского туннеля. Профессиональных кадров, способных решать государственные задачи, в Восточной Сибири почти не осталось.
В 1979 году Виктор Баженов перешёл на работу в Усть-Кутский горком партии. Признаётся, что города, как единого хозяйственного субъекта, построено тогда не было. Не предусматривалось комплексного подхода в создании единых инженерных сетей, отопления, водоснабжения, очистных сооружений, проездов, дорог, водопропускных сооружений.
- Мы строили социальное общество, мы при этом забыли об эффективности производства и производительности труда. Монополия одной партии на власть привела к монополии на истину в отсутствии конкуренции и умении освоить научно-технический прогресс.
Кто, если не я?
Под этим девизом всегда жил и продолжает жить Виктор Петрович Баженов. И это не просто громкие слова. Считает, что сильный, духовно развитый человек, должен всегда развиваться, участвовать в жизни общества, внося свою посильную лепту.
Продолжает депутатскую деятельность, развивает своё ТСЖ. Своим примером показывая, что можно на собираемые средства, выигрываемые гранты много чего делать в своём многоквартирном доме. Уверен, что коммунальному беспределу, творящему в Усть-Куте, можно и нужно всегда противостоять.
Особая гордость многодетного отца – его три сына. Старший Владимир - директор Северобайкальского центра организации перевозок, средний Василий - начальник отдела пуско-наладки «Газпром Инвест», младший Данила – студент 2 курса ИрНИТУ (бывший политех). Виктор Петрович всегда учил их самостоятельно принимать решения, но прежде обязательно выслушать мнение родителей.
- О чём мечтает отец успешных сыновей, депутат и общественник сегодня? – обратилась я к нему.
- Мечтаю, чтобы наше общество наконец-то сформулировало идею социального государства. И реализовало её, потому что хищнический капиталистический строй, в котором мы живём сегодня, никому счастья не приносит.
А в личном плане продолжаю жить, радоваться каждому дню и делать полезные дела.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
А о чём мечтаете вы?