В зарубежной психологии вопрос о развитии памяти не изучался. Для этого не было никаких оснований. Считалось, что память человека является врожденной способностью мозга. По мере созревания мозга, под воздействием внешних раздражителей в мозгу формируются следы. В старости ослабление памяти связывали с неспособностью мозга сохранять эти следы. Память делили на механическую и логическую. Механическая развивается сама по себе при случайных совпадениях раздражителей, или повторений, а логическая память расценивалась, как флешка для операций мышления.
Отечественная психология отрицала механистический подход к изучению памяти, как к любой психической функции. С позиции отечественных психологов процесс развития психических функций (память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание) проходит по определенным законам. Отечественный психолог Л.С. Выготский подробно сформулировал эти законы. Он указал, что в первый год жизни психические функции не отделимы друг от друга. Нельзя говорить о как таковой памяти в этот период жизни. Почему? Потому что у младенца все доступные ему психические функции и восприятие, и память, и внимание в одном флаконе. Молоко в его памяти – это что-то стеклянное, белое, продолговатое, теплое и т.п.
Многие авторы говорят, что в первый год жизни младенец запоминает столько информации, сколько человек не запоминает за всю жизнь. Это потому что ему приходится запоминать картины целиком, а не по существенным признакам. По той же причине, что психика младенца не разделена на восприятие, память, мышление и внимание, этот период жизни не может быть вспомнен самим человеком.
Только на втором году жизни начинает выделяться первая психическая функция, а именно восприятие. Согласно закону развития, сформулированному Л.С. Выготским, в определенной период жизни какая-то функция является доминирующей, а остальные ей подчиняются. Значит, на втором году жизни начинает доминировать восприятие, а остальные функции, в том числе память, ей подчиняются. Что это означает? Это означает, что ребенок не может оторваться от того, что он непосредственно воспринимает. И в памяти он может держать только то, что видит, слышит, держит в руках. В восемь месяцев уже запоминается связь между словом и воспринимаемым предметом.
Поворотным моментов в развитии памяти является сохранение образа предмета, который находится вне поля зрения ребенка. Это происходит в трехлетнем возрасте. Сначала для воспоминания достаточно какого-то напоминания, например, стула, где лежала игрушка, а затем становится достаточным внутреннее представление. Это говорит о том, что доминирующей функцией в возрасте от трех до семи лет становится память. Теперь она подчиняет себе и восприятие, и мышление, и внимание, и речь.
Согласно другому закону Л.С. Выготского доминирование функции означает наиболее интенсивное ее развитие. Нет больше такого периода в жизни человека, когда она имела бы такой скачок в развитии. Значит, в возрасте от трех до семи лет память развивается как никогда сильно. Здесь главное быть аккуратным. Некоторые зарубежные психологи, опираясь на тот факт, что в этом возрасте дети хорошо запоминают все подряд, предлагали начинать обучение различным наукам чуть ли не с пяти лет. Но наши ученые понимали, что напичкать память различными умными понятиями и осмысливать эти понятия – разные процессы.
В отечественной психологии существует множество различных рекомендаций по тому, как использовать период расцвета памяти для общего развития ребенка. Суть всех эти рекомендаций сводится к тому, что все должно происходить в гармонии с другими психическими функциями, особенно с мышлением, которое примет эстафету у памяти и в младшем школьном возрасте станет доминирующей.
Полезным содержанием наполняют память естественные для данного возраста виды деятельности. Сколько нужно ребенку вспомнить информации, чтобы правильно одеться, умыться, убраться, и т.п.? А в игровой ситуации необходимо держать в памяти правила, чтобы следовать им. Чтение сказок и просмотр мультфильмов – тоже деятельности, способствующие развитию памяти. Надо отметить, что до семи лет происходит развитие исключительно непроизвольной памяти.
А когда происходит развитие произвольной памяти? Когда ставится задача запомнить? Дети не могут самостоятельно ставить такие задачи и здесь снова приходят на помощь взрослые. В своих исследованиях советский психолог З.М. Истомина установила, что произвольная память возможна в ситуациях, которые вынуждают ребенка что-то запомнить. Наиболее благоприятными для развития произвольной памяти являются практические поручения взрослых. Именно в таких ситуациях ребенок ищет различные способы запомнить, чтоб выполнить поручение.
В любом случае весь дошкольный период ведущей остается непроизвольная форма запоминания. А развитие произвольной памяти связано с формированием способов запоминания, которые в свою очередь связаны с мышлением. Какие это способы? Это способы, направленные на осмысление информации. Анализ сказок, рассказов, квалификация предметов по группам, осмысление функций предметов, объединение их по функциональным признакам, обозначение названий и функций словами и т.п.
Только в школьном возрасте, когда мышление начинает править балом, оно же начнет помогать и памяти. А именно, мыслительные процессы будут использоваться для произвольного запоминания. Но сначала они сами должны быть освоены и пройти ряд этапов от развернутой деятельности до внутренней. Этим занимается процесс обучения в школе.
К старшим классам человек так овладевает средствами произвольного запоминания, что становится способным запоминать большие объемы информации. Это достигается за счет того, что запоминается только общие признаки, а конкретные детали остаются вне запоминания. Поэтому образы памяти взрослого человека имеют достаточно расплывчатые очертания, а из текста запоминается только смысл, а не слова.
Возможно, вам будет интересна другая моя статья о памяти «Изучение отечественными психологами закономерностей запоминания связного текста».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.